Калязинская челобитная. Великому господину преосвященнейшему архиепис­копу Симеону Тверскому и Кашинскому

Великому господину преосвященнейшему архиепис­копу Симеону Тверскому и Кашинскому.

Бьют челом богомольцы твои, Калязинского мо­настыря клирошане, дьякон Дамаск да чернец Боголеп с товарищами.

Жалоба наша, государь, на того же Калязинского монастыря архимандрита Гавриила. Живет он не го­раздо порядочно, позабыв страх божий и обет монаше­ский. Досаждает нам, богомольцам твоим, научает он, архимандрит, плутов пономарей в колокола не вовремя звонить, в доски колотить. И они, плуты пономари, меди с колоколов много иззвонили, железные языки по-приломали, три доски исколотили, шесть колотушек из­били; днем и ночью звонят, и нам, богомольцам твоим, покою нет.

Да он же, архимандрит, приказал старцу Иору в пол­ночь с дубиною подле келий ходить, у сеней в двери колотить, нашу братию будить, и велит всем немедля в церковь ходить. А мы, богомольцы твои, вкруг ведра без порток в одних рубахах по кельям сидим. Не поспеть нам ночью, в девять часов, келейное правило совершить, полведра пивной браги опорожнить, все от краев до дна допить,— все оставляем, из келий вон выбегаем.

Да он же, архимандрит, и казны не бережет, ладана да свечей много сжег, а монастырские слуги тешат нрав его: сожгли на уголья четыре овина с рожью.

А он, архимандрит, в уголья ладан насыпал и попам и дьяконам то же сделать приказал. И по церкви ходит да святым иконам кадит, и тем он иконы запылил, ка­дилом закоптил, а церковь задымил; а нам, бого­мольцам твоим, дымом все очи выело, горло завалило.

Да по его же архимандритову велению поставлен у ворот с плетью старец кривой Фалалей, не пускает нас, богомольцев, за ворота в слободу сходить, чтобы скотные дворы присмотреть, телят бы в стадо загнать, цыплят бы в подполье покласть, коровницам благословение по­дать.

Да он же, архимандрит, приехал в Калязин мо­настырь и начал монастырский чин разорять, старцев-пьяниц всех повыгонял. И дошло до того, что чуть и мо­настырь не запустел, некому было вперед и завода за­водить, чтобы пива наварить да медом подсытить, на оставшиеся деньги вина прикупить, помянуть умерших старцев-пьяниц. И про то разоренье известно стало на Москве; по всем монастырям да по кабакам осмотр учинили и по осмотре остаток лучших бражников сы­скали — подьячего Лукьяна, пьяницу Сулима да с По­кровки безграмотного попа Колотилу, для образца их в Калязин прислали, чтобы дела не позабыли, кафтаны бы добрые свои с плеч спустили, чтобы чина монастыр­ского не забывали, да и своего бы ремесла не скрывали, а прочих бы пить научали.

И наша братия в Калязине, все клирошане, с лю­бовью их, мастеров, старых питухов, принимали, вкупе с ними о деле размышляли, как бы государевой казне прибыль дать, а в своей мошне денег не держать. А если б нам, богомольцам твоим, власти не мешали, мы бы ни­чего не жалели и колокола бы поснимали да в Кашине бы на вино променяли.

Да он же, архимандрит, убыточно живет, в празд­ники и в будни на шею нашей братии накладывает большие цепи, да об нас много батогов изломал, плетей порвал, и тем он казне немалый убыток причинил, а се­бе мало прибыли получил.

В прошлом году, государь, весна была красна, пень­ка росла крепка, а мы, богомольцы твои, меж собою совет держали, чтоб из той из пеньки веревки свивать долгие да крепкие, были бы чем из погреба бочки с пивом воло­чить да по монашеским кельям развозить, было бы чем у сеней двери завалить, чтобы будилыцика в келью не пустить, чтоб не мешал он нам пива попить и всю ночь, забавляясь, без штанов просидеть.

А он, архимандрит, догадался и нашего монашеского челобитья испугался: приказал ту пеньку в веревки свивать, да вчетверо сгибать, да на короткие палки на­вязывать, и вздумал это плетьми называть, а слугам при­казал высоко их подымать да на нашу, богомольцев твоих, спину тяжко опускать. А нас он, архимандрит, учил, стоя почасту, каноны петь, а нам, богомольцам, и лежа пропевать не поспеть, потому как за плечами тело недужно, а под плетьми лежать душно. А мы, богомольцы твои, по его архимандритову приказу поне­воле в церковь идем и по книгам читаем и поем, а зато нам он долго есть не дает, и заутрени и обедни, госу­дарь, все не евши поем.

Да он же, архимандрит, новый чин завел: в великий пост земные поклоны класть повелел. А в нашем мона­шеском уставе не написано того, а указано: утром ра­но до свету встать за три часа да в чесноковые ступки звонить, а над блюдом со старыми остатками часы гово­рить, а «блаженны» — над ведрами в шесть ковшей со вчерашним пивом, а «слава и ныне» — до свету на печь спать поспеть.

Да он же, архимандрит, нам, богомольцам твоим, и всем лучшим и славным людям, бражникам и пьяни­цам, гоненье творит,— когда есть прикажет, то ставят репу пареную да редьку вяленую, кисель овсяный, щи мартовские, посконную кашу в вязовой плошке, а в бра­тину квас нальют да на стол подадут. А нам, богомоль­цам твоим, то не сладко — редька, да хрен, да чашник Ефрем. А по нашему бы разуму лучше было бы для постных дней: вязига, да икра, да белая рыбица, тель­ное, да по две тешки паровых, да семга и сиг, да десять стерлядок, да по три пирога, да по два бы блина пше­ничных, молочная каша, а кисель бы с патокою, а в бра­тине бы пиво крепкое, мартовское, да мед, сваренный с патокою.

А у него, архимандрита, и на то не стало разума,— один живет да хлеб сухой жует, мед-то перекис, а он воду пьет. И мы, богомольцы твои, тому дивимся: мыши с хле­ба опухли, а мы с голоду мрем.

И мы его, архимандрита, добру учили, ему говорили: «Если ты, архимандрит, хочешь с нами в Калягине доль­ше пожить, а себе большую честь получить, так ты бы почаще пиво варил да нашу бы братию поил, пореже б ты в церковь ходил и нас, богомольцев, не томил».

И родом он, архимандрит, ростовец, а нравом — поморец, по уму — холмогорец, а на хлеб-соль — кар-гополец. Нас, богомольцев твоих, он не слушает, мало пьет да больно бьет, а от похмелья нас поправляет от метел комлями да ременными плетями. Честь нам от не­го одна, на всю спину равна, уж и кожа с плеч вся сполз­ла. А когда мы, богомольцы твои, у правила с вечера потрудимся до полуночи, у пивного ведра засидимся и утром рано быстро встать не сможем, где клобук с ман­тией лежит, не вспомним, и оттого немного замедлим, и к десятому песнопению лишь поспеем, а иные и к на­чалу расходному, тогда он, архимандрит, нас, ничего не смысля, крепко смиряет, потому как монашеского жития и чина он не знает. А в Калязине обитель немалая, казна великая, после мора от старых лет запасы остались: в хлебной под лавками стулья, в мукосейке — цени, да ремни, да плети, да сита, а в караульне снопы прутьев, в кузницах по полкам кандалы да замки, а у нас, бого­мольцев твоих, смотря на то, очи мутятся, а у малодуш­ных за плечами кожа чешется и ночью не спится.

И мы, богомольцы твои, тому крайне дивимся, поче­му он, архимандрит, по сие время в Калязине живет, а по-нашему пить не привыкнет и нас бьет изрядно. И не лучше ли ему от нас, из Калязина, прочь по Волге плыть. А коли лень ему из монастыря до берега дойти, то мы бы его под руки довели или на носилках снесли. А из нас охочих на его место много будет; в ам­барах простору прибудет, рожь да ячмень на солод пустим, да овсяной бражки поставим, из солода пива наварим, а на деньги вина прикупим; станем крестьянам уроки давать, прикажем им колокола снимать да в Ка­шин их провожать, на вино там променять. И так уж они нам много зла сотворили, всем нам уши оглушили и в нищих всех нас навек обратили. А как мы лихого архимандрита проводим, то другого, доброго, добудем, который бы гораздо к пиву да вину прилежал, а в церковь бы пореже ходил, нас бы, богомольцев твоих, вином да пивом почаще поил, а цепями, плетями и ремнями не томил. Тогда-то мы, богомольцы твои, мо­настырю станем прибыль приносить, в чарки вино на­ливать, старое пиво допивать, а молодое затирать, а иное на дрожжи наливать. А в церковь тогда пойдем, когда ви­но да пиво допьем; в колокола не станем звонить, будем в погреб и без звона ходить; ладана да свеч не станем жечь: пиво да вино и с лучиной разопьем, ни угля, ни убытка не будет. В ризницы да в церковь двери запрем и печать в лубки загнем. А крестьян в слободы вышлем и велим им в церковь ходить с году на год на великий лишь праздник.

Прикажи, государь великий, господин преосвящен­ный, архиепископ Симеон Тверской и Кашинский, ему, архимандриту, счесть колокола и цепи по весу, уголья мерою, доски и колотушки по счету; и в казне пусть бы дал отчет.

Смилуйся, государь, чтобы наши виноватыми не бы­ли, затем что за него, архимандрита, нам в казну платить нечем; затем что живем мы, клирошане, небо­гато; только и добра у нас — ложка да плошка. А если ему, архимандриту, перемены не будет, то мы, бого­мольцы твои, ударим его, архимандрита, обухами и пой­дем в другой монастырь. Где пиво да вино найдем, там и жить начнем; а коли там не загуляем, не помедлим, богомольцы твои, то и вновь в Калягине побываем.

Великий господин преосвященный Симеон, ар­хиепископ Тверской и Кашинский, смилуйся, пожалуй нас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: