В 1167 г. в Новгороде была установлена архиепископия и первым архиепископом стал Иоанн. С его именем, пользовавшимся в то время большой популярностью, связано несколько преданий, широко бытовавших в устной традиции, но письменно зафиксированных лишь в XV в., когда было составлено «Житие Иоанна Новгородского». Наиболее интересный и самый популярный рассказ об Иоанне — легенда о его чудесном путешествии на бесе в Иерусалим, сюжет которой — служение человеку заклятого крестным знамением беса — восходит к древнерусскому сказочному мотиву, нашедшему отражение в «Ночи перед Рождеством» Н. В. Гоголя. Текст печатается по изданию: ПЛДР, 4.
Стр. 209. Здесь...и сосуд с водой стоял... — В Новгородском музее хранится древний рукомойник, якобы принадлежавший Иоанну. ...и часть животворящего креста... — «Животворящее дерево» — крест, на котором будто бы был распят Христос. Паникадило — в православном храме: 1) свисающая с потолка люстра из множества свечей или лампад; 2) большой подсвечник.
Стр. 210. Иерей — священнослужитель, пресвитер, священник.
Стр. 211. И вывели святого... на Великий мост... — Осужденных на казнь новгородцев сбрасывали с моста в Волхов. ...к монастырю святого Георгия. — Юрьев монастырь, расположенный вблизи того места, где Волхов вытекает из озера Ильмень. ...в храм великой Премудрости божией... — т. е. Софийский собор.
НАСТАВЛЕНИЕ ОТЦА К СЫНУ
Жанр поучений, дидактических наставлений был популярен в Древней Руси с XI в. Публикуемое «Наставление», состоящее из кратких афоризмов, отличается своей ярко выраженной светской направленностью.
Текст печатается по изданию: ПЛДР, 4.