– «Ему остаётся некое смутное воспоминание обо всём этом, дающее ему то, что принято называть врождёнными идеями.»
– Стало быть, теория врождённых идей не химера?
– «Нет, знания приобретённые в каждом существовании, не утрачиваются, и, освободившись от материи, дух всё вспоминает. В пору воплощения он может на время их частично забыть, но смутное ощущение их, ему остающееся, помогает его продвижению; без этого каждый раз приходилось бы начинать всё сначала. В каждом новом своём воплощении дух берёт отправную точку в том отрезке собственного пути, на котором он остановился в предыдущем существовании.»
– Таким образом, между двумя соседними существованиями должна быть сильная взаимосвязь?
– «Не всегда настолько сильная, как ты бы мог подумать, ибо положения зачастую весьма различны, и в промежутке между воплощениями дух также мог прогрессировать.» (См. N 216).
Каково происхождение незаурядных способностей у тех, кто без предварительного обучения обладают как бы наитием некоторых знаний, таких, как языки, счёт и т.п.?
– «Воспоминания о прошлом; предшествующий прогресс души, но коего она сама не сознаёт. Откуда бы ты хотел, чтоб они приходили? Тело меняется, но дух остаётся тот же, хотя и меняет своё одеянье.»
Возможно ли, с изменением тела, утратить и некоторые интеллектуальные способности, например, потерять вкус к искусствам?
– «Да, если человек осквернил этот интеллект или дал ему недостойное употребление. Помимо того, всякая способность может дремать во время своего существования, поскольку дух желает упражнять другую свою способность, никак не связанную с предыдущей; тогда она остаётся в непроявленном состоянии, чтобы вновь проступить позднее.»
Не лежит ли в основе инстинктивного ощущения существования Божьего и предчувствия грядущей жизни, коими человек обладает даже в нецивилизованном состоянии, не лежит ли в основе их опять-таки воспоминание?
– «Да, это воспоминание, которое он сохранил из того, что знал как дух перед воплощением; но гордыня часто душит это чувство.»
– Не этому ли воспоминанию обязаны и некоторые верования, касающиеся спиритического Учения, и те, что можно встретить у всех народов?
– «Это Ученье старо, как мир; и именно потому оно встречается повсюду, и в этом лишь доказательство его истинности. Воплощённый дух, сохраняя наитие о своём состоянии в духе, обладает инстинктивным сознанием незримого мира, но часто оно искажено суевериями, а невежество добавляет туда свои предрассудки.»
Глава Пятая
РАССУЖДЕНИЯ О МНОЖЕСТВЕННОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЙ