– «Нет, оне развиваются постепенно, вместе с органами. Для него это новая жизнь, и нужно, чтобы он научился пользоваться своими новыми орудиями; мысли понемногу возвращаются к нему, как это происходит у человека, пробуждающегося ото сна, когда он оказывается в положении, отличном от того, в каком был накануне.»
Поскольку соединение духа и тела в зародыше не полно и окончательно устанавливается лишь после рождения, то можно ли считать, что зародыш имеет душу?
– «Дух, который должен одушевить его, существует некоторым образом вне его; зародыш, стало быть, если говорить строго, не имеет души, поскольку воплощение ещё только на пути осуществления; но он связан с той душой, которою должен обладать.»
Как следует понимать внутриутробную жизнь?
– «Это жизнь прорастающего растения. Ребёнок же живёт жизнью животного. Человек содержит в себе жизнь животную и жизнь растительную, каковые он дополняет с рождения жизнью духовной.»
Есть ли, как на то указывает наука, дети, которые от лона матери не родились жизнеспособными; и с какой целью это имеет место?
|
|
– «Это часто случается, Бог позволяет это как испытание либо для родителей, либо же для воплощающегося духа.»
Есть ли мертворождённые дети, которые не были предназначены для воплощения духа?
– «Да, есть такие, которые никогда не имели духа, который должен был воплотиться в них: для них ничто не должно было произойти. И тогда ребёнок этот является лишь для родителей.» 42
– Может ли подобное существо достичь конца срока?
– «Да, иногда, но и тогда оно не будет жить.»
– Всякий ребёнок, переживающий своё рождение, стало быть, обладает духом, коий в нём воплощён?
– «Чем бы он был без него? Это не было бы человеческое существо.»
Каковы для духа последствия аборта?
– «Это жизнь, которая не состоялась и которую надо начинать заново.»
Является ли аборт преступлением, независимо от времени зачатия?
– «Всегда есть преступление, как только вы преступаете закон Божий. Мать или кто иной всегда совершает преступление, отнимая у ребёнка жизнь до его рождения, ибо это значит помешать душе вынести испытания, орудием коих должно быть данное тело.»
Если жизнь матери была бы в опасности из-за рождения ребёнка, было бы преступным пожертвовать ребёнком ради спасения матери?
– «Лучше пожертвовать тем существом, которого нет, нежели тем, которое есть.»