– «Нет, потому что все вы нуждаетесь друг в друге – малые, как и великие.»
Каким было бы состояние, в котором человек мог бы пользоваться полнейшей свободою?
– «Состояние отшельника в пустыне. Если два человека оказываются вместе, они должны уважать права друг друга, а следовательно, и не имеют более полной свободы.»
Обязательство уважать право другого, отнимает ли оно у человека право принадлежать самому себе?
– «Нисколько, ибо это есть право, данное ему самой природой.»
Как примирить либеральные мнения некоторых с тем деспотизмом, какой они зачастую проявляют в своём быту и со своими подчинёнными?
– «Они понимают естественный закон, но это понимание имеет у них противовесом гордыню и эгоизм. Они понимают то, что должно быть, если только их принципы не являются комедией, разыгрываемой по расчёту, но они им не следуют.»
– Зачтётся ли им в иной жизни исповедование здесь иных принципов?
– «Чем больше у человека ума, чтоб понять какой-либо принцип, тем менее ему извинительно не применять его к самому себе. Говорю вам истинно, что простой, но искренний человек более продвинулся на пути Божьем, нежели тот, кто желает только слыть, а не быть.»
|
|
Рабство
Есть ли люди, которые, так сказать, самой природой предназначены к тому, чтобы быть собственностью других людей?
– «Всякое полное подчинение одного человека другому противно закону Божьему. Рабство есть злоупотребление силой; оно исчезнет вместе с прогрессом, как мало-помалу исчезнут все злоупотребления.»
Примечание. Человеческий закон, освящающий рабство, есть закон, идущий вразрез с природой, поскольку он уподобляет человека скотине и нравственно и физически унижает его.
Когда рабство соответствует нравам какого-либо народа, то виновны ли те, кто пользуется им, ведь они поступают всего лишь в согласии с обычаем, каковой представляется им естественным?
– «Зло всегда есть зло, и все ваши софизмы не устроят так, чтобы дурное действие стало хорошим, а злое добрым; но ответственность за зло соразмерна со средствами, какими человек располагает, чтобы понять его. Кто извлекает выгоду из закона, освящающего рабство, тот всегда повинен в нарушении закона природы; но степень вины в этом, как и во всём, относительна. Поскольку рабство перешло в нравы некоторых народов, то человек может доверчиво пользоваться им как чем-то представляющимся ему вполне естественным; но как только его развившийся ум, и в особенности просвещённый знаниями христианства, указал ему в рабе на равного ему перед Богом, то у него более нет оправдания.»