Значит ли покушаться на свободу совести, если ставить препоны верованиям, природа коих такова, что они могут будоражить общество?

– «Можно пресечь действия, но глубинная, сокровенная вера недоступна внешним посягательствам.»

Примечание. Пресекать внешние действия какой-либо веры, когда эти действия причиняют кому-либо вред, это вовсе не значит покушаться на свободу совести, ибо пресечение это оставляет вере её полную свободу.

Должно ли из уважения к свободе совести позволить распространение вредных учений или же можно, не ущемляя этой свободы, стремиться вернуть на путь истинный тех, кто был совлечён с него ложными принципами?

– «Определённо, это можно, и даже должно; но, по примеру Христа, учите мягкостью и убеждением, а не силой, в противном случае это будет даже хуже, чем вера того, кого хотите убедить. Если и есть что-либо, что было б дозволено навязывать, то это добро и братство всех людей; но мы не считаем, что насилие – средство к тому, чтобы достичь их: убеждённость не навязывает себя.»

Поскольку все учения имеют притязание быть единственным выражением истины, то по каким признакам можно узнать то из них, которое действительно имеет право считаться таковым?

– «Это будет то учение, которое формирует больше людей добра и меньше лицемеров, т.е. претворяет закон любви и милосердия в его наибольшей чистоте и в самом широком его приложении. По этому признаку вы узнаете, что какое-либо учение хорошо, ибо всякое учение, которое бы следствием своим имело утверждение разъединения и установление разграничений между детьми Божьими, может быть лишь ложным и вредным.»

Свобода воли

Свободен ли человек в своих действиях?

– «Поскольку у него есть свобода мысли, то есть и свобода действия. Без свободы воли человек был бы только машиной.»

Обладает ли человек свободой воли от самого своего рождения?

– «Свобода действия существует, как только появляется воля к совершению действия. На начальном этапе жизни человека свобода практически сводится к нулю; она развивается и меняет свою направленность вместе со способностями человека. Поскольку у ребёнка мысли находятся в связи с потребностями его возраста, то он направляет свободу своей воли на вещи, ему необходимые.»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: