Есть люди, которые, не будучи собственно злыми, делают несчастными всех, кто их окружает, в силу своего характера; каково для них последствие этого?

– «Определённо, люди эти не добры, и искупление их будет в том, что они постоянно будут видеть тех, кого сделали несчастными, и чувствовать в том для себя упрёк. Далее, в следующем существовании, они претерпят всё, что заставляли претерпевать других.»

Искупление и раскаяние

Раскаяние имеет место в состоянии физическом или духовном?

– «В духовном; но может произойти и в физическом, если вы хорошо понимаете разницу между добром и злом.»

Каково последствие раскаяния в духовном состоянии?

– «Желание воплотитьси вновь, чтобы очиститься. Дух понимает несовершенства, препятствующие ему быть счастливым, и поэтому он стремится к новому существованию, где сможет искупить свои ошибки.» (См. NN 332-975).

Каково последствие раскаяния в физическом состоянии?

– «Итти вперёд ещё с этой жизни, если есть время исправить ошибки. Когда совесть делает упрёк и указывает на какое-то несовершенство, всегда можно исправиться.»

Разве нет людей, наделённых лишь склонностью ко злу и недоступных раскаянью?

– «Я сказал тебе, что человек должен непрестанно совершенствоваться. Тот, кто в этой жизни имеет лишь склонность ко злу, будет иметь склонность к добру в другой своей жизни, и ради этого он многократно и рождается среди вас; ибо нужно, чтобы все продвигались и достигли цели, разница лишь в том, что одни делают это сравнительно быстро, другие сравнительно медленно, в зависимости от собственного желания. Тот, у кого влечение лишь к добру, уже очистился, ибо влечение ко злу он мог иметь в одном из предыдущих существований.» (См. N 894).

Порочный человек, не признавший своих ошибок при жизни, всегда ли признаёт их после смерти?

– «Да, он всегда признаёт их, и тогда он страдает сильнее, ибо ощущает всё зло, им содеянное, или то, добровольной причиной которого он был. Однако раскаяние не всегда наступает незамедлительно; есть духи, упорствующие на стезе зла, несмотря на свои страдания. Но рано или поздно они признают, что шли неверным путём, и наступит раскаяние. Над тем, чтобы просветить их, и трудятся благие духи, а также можете трудиться и вы сами.»

Есть ли духи, которые, не будучи злыми, всё же безразличны к своей участи?

– «Есть духи, не занимающиеся ничем полезным: они выжидают; но они, в этом случае, соответственно страдают; и поскольку ничто не стоит на месте, то у них прогресс выражается через усиление боли.»

– И у них нет желания положить конец своим страданиям?

– «Конечно же, оно у них есть, но им не хватает энергии, чтобы желать того, что могло бы их утешить; сколько среди вас людей, предпочитающих умереть в нищете, лишь бы не трудиться!»

Поскольку духи видят зло, проистекающее от их несовершенства, то почему же среди них есть такие, которые ухудшают своё положение и удлиняют своё нахождение в низшем состоянии тем, что творят зло, уже будучи духами, и совращают людей с верного пути?

– «Так поступают те, к кому раскаяние приходит позднее. Дух раскаявшийся может впоследствии другим, ещё более отсталым духам дать вновь увлечь себя на путь зла.» (См. N 971).

Мы видим, что и духи явно низшие бывают доступны добрым чувствам и тронуты молитвами, о них совершаемыми. Как же происходит то, что другие духи, коих должно бы считать более просвещёнными, выказывают очерствелость и цинизм, над которыми ничто не может восторжествовать?

– «Молитва оказывает своё благотворное действие лишь на того духа, который раскаивается. Движимый же гордыней восстаёт против Бога и упорствует в своих заблуждениях, углубляя их более прежнего, и так, собственно, поступают все несчастные духи; такому духу молитва помочь ничем не может, и не сможет никогда, покуда однажды свет раскаянья не забрезжит в нём.»

Примечание. Не следует упускать из виду, что дух после смерти тела не преображается сразу и вдруг. Если жизнь его была достойна порицания, значит он был несовершенен, а смерть сама по себе не даёт совершенства. Поэтому он может попрежнему коснеть в своих заблуждениях, ложных мнениях, предрассудках, пока не достигнет просвещения с помощью учения, размышления и страдания. 68


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: