Источник: Regions.Ru/Новости Федерации, Москва

Дата: 29 мая 2015

НА УРОКАХ В ШКОЛЕ ЛЮБВИ И ТЕРПИМОСТИ К ИНОВЕРЦАМ НЕ ПРИВИТЬ - ВСЕ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ В СЕМЬЕ. ПАРЛАМЕНТАРИИ ОБ "УРОКАХ ТОЛЕРАНТНОСТИ"

Начиная с нового учебного года в столичных школах в рамках курса "Обществознание" будут проходить "уроки толерантности". Об этом сообщил председатель комиссии Мосгордумы по делам общественных и религиозных объединений Антон Палеев.

Курс будет состоять из пяти уроков. Каждая школа проведет один урок в каком-то знаковом православном храме, второй в исламском центре, третий в еврейском Музее толерантности, четвертый - в буддистском культурном центре. Пятый, завершающий урок, пройдет в стенах Мосгордумы с участием депутата.

Читайте также: Ближнего надо любить и уважать, а не терпеть: Священнослужители об "уроках толерантности"

Нужны ли, на ваш взгляд, такие уроки? Следует ли ограничиться только четырьмя традиционными конфессиями?

Гаджимет Сафаралиев

Председатель комитета ГД по делам национальностей. Фракция "ЕР"

29.05.2015 13:12

Я очень сомневаюсь, что нам нужны в школах такие уроки. Боюсь, эта идея может вылиться в некую профанацию. Ну вот пойдут школьники в мечеть и мулла им скажет: ребята, давайте жить дружно! То же самое скажет им священник в православном храме. И что, они сразу все проникнутся идеями толерантности? Не думаю.

Мне кажется, чтобы воспитывать в детях уважение к другим национальностям и религиям, нужно просто определенным образом выстраивать весь образовательный процесс. Скажем, в русской, советской, зарубежной литературе есть огромное количество прекрасных примеров, которые учат людей дружбе и взаимопониманию, взаимовыручке, помощи ближнему. Почему бы, преподавая литературу в школе, не делать больший акцент на всех этих моментах?

А в рамках факультатива "История мировых религий" можно и нужно рассказывать, к примеру, о том, что все основные мировые религии, в особенности христианство, ислам и иудаизм, очень близки между собой: по своим исходным посылам, по своим духовным принципам и идеям и даже по некоторым персонажам своих священных книг.

А сколько примеров можно извлечь из отечественной истории! Ведь на протяжении всей истории российского государства на его территории не было ни одного конфликта на религиозной основе! И не случайно во многих наших городах культовые сооружения разных религиозных конфессий соседствуют друг с другом. Вот о чем надо рассказывать школьникам, чтобы представления об истинной толерантности, о мирном сосуществовании самых разных народов и религий действительно закладывались в их сознание.

Воспитание толерантности - процесс очень длительный и трудоемкий, его нельзя ограничить несколькими экскурсиями в духовные центры наших традиционных конфессий. Так же и с уроками патриотизма, которые время от времени предлагается у нас ввести: они вряд ли принесут какую-то конкретную пользу. И толерантность, и патриотизм можно воспитывать только на конкретных примерах - исторических, литературных, на примерах из нашей современной жизни, на воспитании уважительного отношения к другим религиям и народам и в школе, и в семье.

Александр Тарнавский

Зампред Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "Справедливая Россия"

29.05.2015 13:10

Я эту инициативу буду активно поддерживать.

Толерантность сегодня - это одно из главных объединяющих начал в нашем обществе, где живут представители самых разных религиозных взглядов и разных национальностей. Фактор многонациональности вкупе с фактором серьезного социального расслоения не могут не наводить на мысли об опасности распространения в обществе идей радикализма. А толерантность - это та вещь, которая помогает сплачивать людей, помогает им очень терпимо относиться друг к другу и жить совместно, особенно в таких крупных агломерациях как Москва и Санкт-Петербург.

Есть такое выражение: "Долгие и мирные переговоры всегда лучше короткой победоносной войны". Толерантность - это тоже результат долгого пути, основанного на воспитании уважения к другим взглядам, другим национальностям, другим религиозным верованиям. И поскольку в спорах на межрелигиозные и межнациональные темы никогда не бывает ни правых, ни виноватых, то очень важно, чтобы толерантность господствовала над всеми распрями и проблемами, существующими в обществе. Особенно в обществе во многом нестабильном, где присутствуют элементы радикализма. Сейчас именно та ситуация, чтобы устранять все негативное, что было накоплено у нас за последние десятилетия, и воспитание толерантности, я уверен, этому очень поможет. Полагаю, что и создание Федерального агентства по делам национальностей будет тоже помогать этому процессу. Это должна быть целенаправленная, долгосрочная линия поведения нашего государства. Толерантность - это не временный, сиюминутный инструмент. Это то, что должно лежать в основе построения нашего общества и чем мы должны руководствоваться в своем развитии.

У нас есть четыре базовых, ключевых религиозных конфессий. Поэтому на первом этапе будет вполне оправданно проводить уроки толерантности в рамках знакомства с этими конфессиями. Но жизнь более многогранна, и в дальнейшем, возможно, следует учитывать, что и другие религиозные верования так же законно и правомерно существуют в России. Поэтому и с ними, наверное, необходимо будет знакомить наше общество.

Валерий Сударенков

Член Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике (Калужская обл). Экс-губернатор Калужской области (1996-2000)

29.05.2015 13:09

По сути, это начинание носит просветительский характер. По результатам же, которые планируется получить, - оно сомнительное, да и по методологии - спорное. Сумеют ли авторы проекта организовать пропуск всех старшеклассников через намеченные центры?

Мне также не очень понятно, за счет сокращения чего собираются включить новые пять уроков в расписание? Ведь учебный план выстраивается в соответствие с нормативами по физическим нагрузкам.

И вообще - толерантность привить уроками... Это каким же ораторским искусством, искусством внушения надо обладать, чтобы такого достичь?! На уроках в школе любви и терпимости не привить - все закладывается в семье.

Валентин Шурчанов

1й зампред комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи. Фракция КПРФ

29.05.2015 13:07

Думаю, эта идея заслуживает одобрения. Правда, мне кажется, что больше пользы здесь будет не с точки зрения толерантности, сколько в плане дополнительного просвещения нашей молодежи. Религия - это все-таки часть общественного сознания, существенный сегмент общечеловеческой цивилизации.

Школьникам наверняка будут интересны такие уроки-экскурсии, где они смогут больше узнать о традициях основных религий, их атрибутике, символах и т.д.

Религиозных конфессий в мире много, но в нашей стране давно признаны основными четыре из них. Поэтому, пускай школьники пройдут знакомство с этими религиями, а потом уже каждый самостоятельно решит, нужно ли ему изучать что-то еще. Про себя же могу сказать, что, безусловно, я бывал и в православных, и в мусульманских храмах, а в европейских странах мне всегда было интересно в познавательных целях посетить католическую, протестантскую или лютеранскую церкви.

Со своей стороны я бы предложил расширить программу таких уроков посещением учреждения, аналогичного Институту марксизма-ленинизма, чтобы получить представление об учении Маркса, Энгельса, Ленина. Ведь атеизм, который они проповедовали, тоже является частью общественного сознания, и это ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов в рассмотрении вопросов развития школьной программы.

Александр Борисов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике (Псковская область)

29.05.2015 13:06

В принципе ничего плохого в этих уроках я не вижу. Правда, насколько они будут эффективными? Может быть, лучше почитать Сергея Довлатова "Дар органического беззлобия"? Может, толку будет больше? Хотя и такие уроки могут быть интересны. Нужно попробовать, посмотреть на реакцию детей. Если что-то не пойдет, тогда подумать об использовании еще каких-то направлений.

С другой стороны, толерантность - это проявление терпимости не только к представителям иной веры, но и вообще к иным людям: с другим цветом кожи, с другими убеждениями, с другим поведением и т.д. Да и формируется это качество не только школой, но и средой, семьей. Но отказываться от такого проекта не стоит.

Асламбек Аслаханов

Член Комитета СФ по международным делам (2008-2012гг.). Президент "Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб РФ" А.А. Аслаханова. Член ЕР

29.05.2015 13:05

Мне понравилась эта инициатива. Думаю, она принесет свои положительные плоды.

Выходить за рамки традиционных для России конфессий я бы не стал - и Библия, и Коран, и Тора, и священная книга буддистов Трипитака учат толерантности. Как известно, до 17 лет человек особенно активно впитывает жизненно-необходимую информацию. Толерантное отношение к представителям разных религий, разных национальностей как раз относится к такой информации.

И не надо забывать о семье, где должно формироваться толерантное отношение к окружающим подростков. Думаю, этой теме должен быть посвящен урок в Мосгордуме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: