Монополия в узком смысле - это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В частности, в экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий: монополию(рыночное господство одного продавца), олигополию(нескольких), монопсонию (рыночное господство одного покупателя) и олигопсонию(нескольких). (Так, например, если в небольшом городке единственное "серьёзное" предприятие - скажем, хлебозавод, то оно может оказаться монополистом на местном рынке хлебопродуктов и монопсонистом на рынке труда (как самый крупный покупатель рабочей силы).С другой стороны, не исключено, что тот же хлебозавод находится во власти олигополистов - двух-трёх близрасположенных мельниц, поставляющих ему муку.)
Причины возникновения монополий:
o Желание получать монополистическую прибыль — прибыль выше средней, возможную в результате того, что потребитель лишен альтернативы;
|
|
o Высокая доля постоянных издержек, которые требуют одномоментных крупных вложений создания бизнеса и в случае появления конкуренции не окупаются;
o Законодательные барьеры для осуществления деятельности; (лицензирование, сертификация)
o Внешнеэкономическая политика. Она направлена на защиту рынка от иностранной конкуренции с целью поддержать отечественные субъекты. Включает: (обложение пошлинами иностранных товаров, ограничение ввоза или запрет).
o Поглощение и слияние фирм (когда более крупная покупает более мелкую фирму, устраняя конкуренцию на рынке).
o Запугивание конкурентов. Угрожая, например, физической расправой или физически воздействуя на персонал (руководство) фирмы, можно добиться закрытия фирмы конкурента и ухода её с рынка.
Монополия:
+:
· В определенных отраслях более эффективна(дает экономию затрат)
· Больше средств и стимулов для развития НТП(У крупных монополистических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль от инноваций достается их авторам)
-:
· Нерациональное распределение ресурсов общества(в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены, навязывая обществу определённые виды, технический уровень, качество и условия продаж своей продукции.)
· Усиление социального неравенства в обществе(Оно также связано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относи- тельное уменьшение доходов остальной части населения)
· Опасность для демократии(монополисты могут подавлять свободную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязывать обществу свои дискриминационные условия)
|
|
· Возможен застой развития НТП(монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий)
Современная антимонопольная политика прежде всего направлена (а) на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и (б) на недопущение или ограничение искусственной монополии. В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений. Одновременно стимулируется свободная и честная конкуренция в экономике. В случае вы- явления монополизма к фирмам могут применяться меры размонополизации: денежные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продукции через продажу её в комплекте, а то и самое суровое -разукрупнение компании, то есть её раздел на несколько фирм.