Идти в медитацию

Ошо,

Иногда на второй стадии Динамической Медитации я начинаю принимать асаны. Я не могу сказать точно: либо я делаю их намерено, потому что хочу практиковать, либо же они приходят сами по себе. Как же узнать разницу?

Не думай о разнице. Просто позволь им придти. Когда они самостоятельно приходят в медитации, позволь им придти, тогда и уйдут они сами по себе. Но если они все-таки приходят потому, что ты их практикуешь, тогда они не уйдут никогда.

Когда нужда прекращается, когда жажда утолена, тогда они отцветут сами по себе. Поэтому не думай о них. Ты не можешь знать заранее, приходят ли асаны по привычке. Если они подлинны, то когда жажда утолиться, они уйдут. Но ты не узнаешь об этом во время выполнения асан – ты не сможешь сказать о различии. Только постепенно ты почувствуешь разницу.

Когда ты практикуешь определенную асану, то процесс в корне отличается от того, как если бы она пришла к тебе спонтанно. Различие неуловимо, но оно всегда есть. Когда ты делаешь ее, она будет являться актом дисциплины, следованием определенному порядку, форме, рутине. Когда же асана приходит сама по себе, она не будет содержать в себе дисциплину, не будет содержать в себе порядок, а будет являться хаотическим действием. И только тогда, когда асана хаотична, она окажется полезной.

Дисциплинированный акт бесполезен, потому что он всегда является функцией сознательного ума. Он никогда не идет глубже. Только когда действие хаотично, оно действительно идет глубоко, и только в этом случае оно может достигнуть бессознательного, потому что бессознательный ум есть хаос, великий хаос.

Бессознательное в точности похоже на начало мира. Все существует в потенциальной форме в бессознательном, но оно еще не приняло очертание и форму. Все является неясным, затуманенным, неопределенным. Если вы попытаетесь навязать какой-либо набор шаблонов, вы ничего не добьетесь. Вы только будете продолжать кружить вокруг вашего сознательного ума. Потому что сознательное легко принудить к дисциплине, в то время как бессознательное никогда не подчиняется ей. Но бессознательное является корнями, бессознательное является источником.

Медитация означает вхождение в бессознательное: погружение в него, нахождение в нем. А значит быть хаотичным посреди хаоса. Значит, быть без формы в бесформенном. Значит, освободиться от самого себя и начать парить в облаках, быть не привязанным. Позволить себе двинуться на территорию, не обозначенную на карте, в непересеченное море. Не входите туда с дисциплинированным умом, иначе вы никогда не сможете туда войти.

В своем сознательном уме вы движетесь по кругу: вы продолжаете повторять, и постепенно ваши действия превращаются в привычку. Вы просто прицепили себя к своему сознательному уму. Дисциплинированный ум – всегда нищий ум, потому что он никогда не будет приветствовать хаос.

Он никогда не был за пределами сознательного, никогда не превосходил сознательное. Его не волнует бесконечность.

Человек, обладающий дисциплинированным умом, может быть великим человеком, например как Ганди, но его ум будет маленьким, потому что вся его заинтересованность сосредоточена на сознательной стороне, на дисциплине. Он никогда не войдет в мир не-дисциплины – никогда не прикоснется к нему.

Сознательный ум похож на сад, растущий вокруг вашего дома, он никогда не будет похож на лес. А бессознательный ум напоминает дремучий лес, который не имеет границ. Вы не в силах познать границы бессознательного, поэтому у вас всегда есть шанс заблудиться. Оставаться в сознательном уме – безопасно. Риска здесь нет. Двигаться же в бессознательное – рискованно. Необходимо мужество.

Поэтому не дисциплинируйте свое тело и не дисциплинируйте свой ум. Живите вместе с недисциплинированностью, живите вместе с хаосом, живите вместе с опасностью. Вот, что для меня обозначает медитация: жить в опасности, жить в хаосе, жить, не зная границ.

Но не значит, что дисциплина не посетит вас. Она придет, но она придет, благодаря свободе. Она будет живой дисциплиной, исходящей изнутри: всегда касающаяся беспредельности, всегда потенциально хаотичная, всегда, готовая взорваться, всегда находящаяся в неизвестном – дисциплина от момента к моменту. Со стороны она будет казаться очень противоречивой, но она будет обладать своим собственным порядком, из нее будет вытекать внутренняя упорядоченность.

Если вы дисциплинируете себя извне, возможно вы никогда не соприкоснетесь с бессознательным. Но ведь сознательный ум вовсе не является настоящим умом, не является настоящей жизнью. Он просто вспомогательным инструментом, созданным, для общества. Он - не вы. Но потому, что мы живем с другими, мы нуждаемся в неком инструменте, который бы определял нас, и через который мы могли бы взаимодействовать с окружающим миром – некой дисциплине, определенном характере.

Сознательный ум существует благодаря взаимоотношениям между вами и другими. Он является просто мостиком между вами и теми, с кем вы соприкасаетесь. Но он не поможет вам во взаимоотношениях с самим собой, не поможет вам в познании себя.

Я вспоминаю историю. Король Ашока отправил своего сына в Цейлон, чтобы они приняли послание Будды. Он встретился с королем Цейлона и задал тому вопрос:

- Существуют люди в мире, с которыми ты взаимодействуешь и другие, с которыми ты не взаимодействуешь. Это две категории. Остался ли кто-то еще, кто не относится ни к одной из них?

- Я остался, – ответил король.

- Теперь послание может дойти до тебя, – ответил сын Ашока, – ты разумный человек, поэтому я могу тебе кое-что поведать. Я задал этот вопрос, чтобы определить знаешь ли ты нечто, выходящее за пределы отношений или же ты делишь все только на эти две категории.

Третья категория, не вписывающаяся в рамки ни одной из двух предыдущих, есть бессознательная часть вашего существования. Она является сферой медитации. Сознательный ум помогает до той грани, пока есть отношения или не-отношения, но там, где есть только вы, сознательный ум становится беспомощным.

Медитация не означает сознательное усилие, она означает прыжок в себя, совершенный без усилия. Первые три шага Динамической Медитации вовсе не являются шагами медитации, но являются шагами, ведущими вас к тому месту, из которого вы можете прыгнуть.

Настоящая медитация – это прыжок, прыжок в неизвестное. Поэтому не дисциплинируйте свое тело. Позвольте ему пойти туда, куда оно хочет. Позвольте себе двигаться в неизвестное. Многое начнет случаться, асаны придут, но только те, которые подходят именно вам. Теперь асаны могут к вам придти – те асаны, которые обычно не афишируются, которые нигде еще даже не описаны. Потому что возможностей существует бесконечное множество, а мы знакомы только с наиболее часто встречающимися позами. Существует также бессчетное количество мудр. Они также последуют.

Позвольте асанам появиться и исчезнуть. Не практикуйте их и не цепляйтесь за них. Позвольте им придти самостоятельно. Пусть они вас не беспокоят. Именно это я имею в виду, говоря, что я против всех асан: вы совершенно не должны о них заботиться.

И еще: асаны обладают катарсической значимостью. Обычно наш ум работает только по отношению к кому-либо, или к какой-либо ситуации. Что означает – наш ум реагирует на происходящее, но никогда не действует. И если человек начинает действовать без стимуляции извне, мы помещаем его в сумасшедший дом, так как его действия кажутся абсурдом, чепухой. Если он начинает действовать, это означает, что он не действует по отношению к какой-то ситуации, он действует изнутри.

Поэтому многое в нас подавлено из-за того, что мы не можем действовать, мы всегда вынуждены ждать стимуляции, на которую можно будет ответить. Если вы злы, вы не можете быть просто злыми, вам нужно дождаться соответствующей ситуации – кого-то, кто должен создать ситуацию, на которую вы отреагируете. Если вы злитесь без провокации, вас назовут сумасшедшими. Даже если вы реагируете, вы выглядите сумасшедшими, но если вы реагируете на то, что произошло, вы оправдываете себя в собственных глазах и в глазах окружающих. Но если ваше действие не является реакцией, тогда оно не оправдывает вас. Вы просто похожи на безумца.

Так много внутри вас ищет выражения, но оно никогда не выражается, так как подходящая ситуация не возникает. Вы продолжаете подавлять то, что находится внутри вас, продолжаете бороться. Вы не можете выразить любовь в пустой воздух, поэтому, когда возможности для любви нет, любовь подавляется. И затем начинает появляться весьма любопытный феномен. Вы полны любви, но вы не можете выразить ее в воздух. Кто-то появляется рядом, кому вы можете выразить свою любовь, но в кого на самом деле вы не влюблены и вы начинаете играть. Истинное подавлено, а ложное находится на поверхности. В таком случае вся ваша жизнь становится замешательством.

Необходимость катарсиса в медитации существует по двум причинам. Первая: ваши подавленные вибрации, отношение, настроения, действия и мудры должны быть высвобождены – не в качестве реакции, но в качестве автономных действий. Не по отношению к кому-то, но как переполняющая вас энергия. В Динамической Медитации они могут быть выражены, не адресованные никому…

Вы начинаете плакать, вы начинаете смеяться. Только, когда эти эмоции никому не адресованы, они могут выразиться во всей своей полноте. И в этом случае вам не нужны оправдания: они сами по себе являются оправданием. Что бы вы ни выражали, вы можете выразить это тотально. Нет нужды в подавлении. Сейчас вы разговариваете с небесами, любите воздух. Вы гневаетесь на богов. Без отношений, без адреса. Тогда вы тотально погружаетесь в выражение, и тогда подавленный ум потерян. Это и есть катарсис. Вам нужно получить возможность выражаться без ситуаций. Потому что человеческий ум настолько подавлен, что если вы выражаетесь только при соответствующих обстоятельствах, вы никогда не сможете избавиться от подавленности.

Вторая: если вы позволите себе катарсис, то вы перестанете действовать, потому что действие является заменой, частью и посылкой подавления. Ваши обстоятельства и ваши нужды не совпадают. Когда есть нужда условия неподходящие, когда же условия становятся подходящими, ваша нужда давно уже прошла. Вас заставляют быть не подлинными, вас заставляют играть.

Когда катарсис занимает свое место в медитации, вы начнете чувствовать новую жизнь, растущую в вас. Вы никогда не сможете снова играть. Теперь вы станете достаточно смелыми, чтобы смеяться без причины, и достаточно смелыми, чтобы злиться без присутствия какого-либо человека, какой-либо ситуации, в настоящем. Тогда последует вторая смелость: вы станете достаточно смелыми, чтобы не играть. Тогда ваша личность станет подлинной. И подлинность эта может придти к вам только после катарсиса.

Истинные асаны и мудры – катарсичны. Они являются выражением, переполнением. И чем больше они вытекают, тем более легкими вы становитесь. И тогда, приходит день, когда вы становитесь абсолютно невесомы. Приходит момент, когда вы не связаны гравитацией. Невесомы! Только в этой невесомости появляется возможность полета от одного к одному.

Если вы практикуете асаны, катарсис не произойдет, только подавление. В этом основная разница: если вы практикуете асаны, они будут подавлением, но если они приходят к вам спонтанно, они будут выражением, и тогда катарсис будет иметь место.

Если вы навязываете себе асаны, тогда делание будет являться частью и следствием всей вашей подавленной рутины. Если вы навязываете асаны, для которых ум на самом деле еще не готов, вы заставите свое тело принимать определенные позы, и ему придется последовать вашей воле. Упражнения такого типа, если их довести до логического завершения, создадут разрыв в вашей личности. После чего вас станет двое: один подавленный, и другой тот, кто подавляет.

Йога, для меня, обозначает одно, не два. Она является интеграцией, не разделением. Я называю асану йогасаной тогда, когда она приходит автоматически. Если же она навязана, тогда она вовсе не относится к йоге. Йогические упражнения – это гимнастика, а не йога. По этой причине я не использовал слово йога, а использовал слово асана.

Йогасана – асана, которая пришла к вам, которая произошла в вас. Иначе асана не отличается от всего того, что было навязано вам, от того, что называется физической дисциплиной. Возможно она окажет оздоровительный эффект, но никогда не приведет к духовному. Она никогда не сможет вас интегрировать. И достижения в здоровье будут стоить вам слишком дорого, потому что ваша личность разделится пополам. Вся природа опыта людей, которые практикуют асаны, начинается с того, что все меньше и меньше становится духовной и все больше и больше физической.

И мы сталкиваемся с весьма любопытным феноменом: асаны эти выглядят ориентированными на медитацию – по идее они должны являться таковыми – однако по всему миру, когда бы ни зашла речь об асанах, дъхяна, медитация упоминаются в последнюю очередь. Сейчас все перевернулось с ног на голову: они обучают медитации заодно с асанами, как будто медитация - это всего лишь еще один вид асаны. Но она вовсе не является асаной. Медитация является основой, базой, семенем. Все должно быть ориентировано на медитацию, потому что медитация стоит на первом месте, а все остальное следует за ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: