Век
| Образование,
наука, право
| Архитектура,
строительство,
ремесла
| Литература,
искусство
| Друrие
сферы
|
ХIII
| Гибель
культурных
ценностей
| Собор Спаса-
Преображения
в Твери
|
|
|
XIV
| Бумага вместо
бересты и пергамен-
та, «полуустав»
вместо «устава»
| Крепость Изборск,
каменный
кремль Пскова,
белокаменный
Кремль в Москве,
Грановитая палата
в Новгороде.
Церкви Ивана
Лествичника
и Спаса на Бору
в Московском
кремле,
Грановитая палата
в Московском
кремле (Марко
Руффо, Пиетро
Антонио Солари)
| Былинный эпос
(Владимир
Красное
Солнышко,
Василий
Буслаевич, Садко),
исторические
песни,
«3адонщина»
(Сафоний Рязанец),
«Сказание
о Мамаевом
побоище».
Феофан Грек.
Иконостасы
|
|
XV
| Общерусское летописание.
Государственная идеология:
«Москва-Третий Рим»
| Успенский,
Благовещенский
и Архангельский
соборы,
колокольня Ивана
Великого.
Аристотель
Фиораванти
| «Хождение за три
моря» (Афанасий
Никитин), Андрей
Рублев, Прохор
из Городца, Даниил
Черный
|
|
«Татарщина сказалась у нас не в одном лишь случайном и легком заимствовании некоторых татарских слов, но и в заимствовании некоторой доли самой татарщины; эти заимствованные слова были полным выражением того зверства диких татарских орд, которым сменилась правда, выработанная народом. Татарщина откроется, когда история расскажет нам смену древней русской одежды на ту татарскую, которая покрывала наших предков с головы до ног: башмак, азям, армяк, зипун, чедыш, кафтан, учкур, шлык, башлык, колпак, клобук, тафья, темляк и т.д.; когда увидим, как «правда по закону святу» вытесняется битьем и ругательствами, унаследованными от татар и живущими доселе в словах нам уже близких и родных: дурак, кулак, кулачное право, кандалы (кайданы), кат (палач), катуватъ, катать, бузовать, башка, карга и т.д.; когда узнаем, как в русские обычаи входят: казна, казначей, караул, сундук, сарай, ям (откуда ямщик), харч (откуда харчевня); обращение права на правеж, заимствованный от татар; установление тархан, ярлыков, чинов, чиновников, тамги (откуда таможня), и, наконец, кабака, сменившего корчму». (И. Г. Прыжов, историк быта)