Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть приведены, например, следующие суждения о сущности опричнины:

- опричная политика была направлена на усиление личной, неограниченной власти царя;

- опричная политика была направлена на подавление всякой оппозиции, лик­видацию любой самостоятельности и независимости в словах и действиях под­чиненных.

2. Ученик может выбрать названную в задании или любую иную точку зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее apгументы, например:

А) При оценке опричнины как политики, направленной против бояр:

- годы боярского правления в период малолетства Ивана IV (борьба боярских группировок за власть пагубно отразил ась на будущем царе и восстановила его против бояр);

- ослабление центральной власти в годы боярского правления, борьба бояр за выгодные кормления, злоупотребление властью на местах;

- обличение царем бояр на первом Земском соборе в 1549 г. в злоупотребле­ниях и казнокрадстве.

Б) При оценке опричнины как политики, направленной на усиление личной власти царя:

- царь присвоил себе всю полноту власти, право распоряжаться жизнью и имуществом подданных в специально выделенном государевом уделе-оп­ричнине;

- в дальнейшем право неограниченной власти царя было распространено и на земщину.

В) При оценке опричнины как политики, направленной на подавление всякой оппозиции:

- убийство митрополита Филиппа, осуждавшего террор;

- убийство Владимира Старицкого и ликвидация последнего удельного кня­жества;

- карательный поход на Новгород с целью истребления духа новгородской вольности.

Указания к оцениванию Баллы
Названы, по меньшей мере, 2 общих оценки, альтернативных оценке, приведенной в задании (часть 1 содержания ответа), сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 3 или более аргументов для ее обоснования (часть 2 содержания ответа)  
 
Названа 1 альтернативная оценка (часть 1 содержания ответа), сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 2 или более аргументов для ее обоснования (часть 2 содержания ответа)  
Альтернативные оценки не названы, но приведено 3 или более положений, свидетельствующих о том, что учащийся по суще- ству придерживается определенной точки зрения  
Приведены отдельные несистематизированные положения, раскрывающие суть опричнины  
Элементы ответа не названы или все названы неверно О
Максимальный балл  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: