Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:
При выборе первой точки зренuя:
- сумел добиться экономической стабильности;
- была укреплена оборона южных границ;
- успехи внешней политики позволили России вернуть территории, утраченные в ходе Ливонской войны;
- наметил ось сближение с Западом, на службу приглашались иностранцы, русские молодые дворяне отправлялись на учебу за границу;
- бесплатно раздавался хлеб из царских закромов во время голода 1601-1602 гг.;
- построено много новых городов, особенно в Поволжье;
- было облегчено положение посадского населения.
При выборе второй точки зрения:
- впервые на троне был царь не «природный», а избранный, отсюда и недоверие к государю;
- имя Бориса Годунова связывали с «угличской драмой» 1591- гибелью царевича Дмитрия;
- Борис Годунов расправился с боярской оппозицией -ссылка бояр Романовых;
- успешные действия Лжедмитрия I во многом объяснялись недоверием и не любовью к Борису Годунову.
|
|
Указания к оцениванию | Баллы |
Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения | |
Приведены 2 аргумента | |
Приведен 1 аргумент | |
Все элементы ответа названы неверно | О |
Максимальный балл |
С6. В середине XVII в. под руководством патриарха Никона были проведены реформы в Русской православной церкви.
Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период? Назовите два предложения. Какие последствия имели церковные преобразования Никона? Приведите не менее трех последствий.