Всеобщая мобилизация и тоталитарное государство

И Ленин, и Мао Цзэдун наделяют формулировку Клаузевица универсальным характером и искажают — каждый по-своему — ее смысл, чтобы обосновать при­мат войны над политикой, выбрав тем самым тот вариант философии истории, по которому ужасный конец предпочтительней ужаса без конца. Какую бы цену ни пришлось заплатить за революцию, кладущую конец капиталистической си-ст£ме, она будет ничтожной по сравнению с результатом. Война 1914 г. укрепля­ет Ленина в правоте этой идеи, и ее будут периодически подхватывать в новых обстоятельствах различные течения марксизма-ленинизма. Схема рассуждений внешне построена логично (расчет ожиданий), но покоится на недоказуемых убеждениях, будто ужасы капитализма будут длиться вечно, если против него не будет использован ужас, который откроет эру, свободную от всяких ужасов. В любом случае этот аргумент в пользу наступления «золотого века» несет в себе мощный мобилизующий заряд.

VII. Способы разрушения

Ленинская политическая мобилизация принимает конкретную форму моби­лизации партии, которая должна походить на современную армию с ее эффек­тивностью. Затем мобилизация проявляется в организации массового террора и такой социальной системы, при которой все население вовлекается в борьбу на производственном и трудовом фронте против врагов, вредителей, троцкистов и т. д. Террор и всеобщая мобилизация — главные черты тоталитарного строя (об этом понятии см. гл. X, с. 311). Есть ли у этой модели идеологические предшест­венники, прямые, скажем так, предки?




double arrow
Сейчас читают про: