Концептуальная карта Европы, созданная рокканом

Ретроспективную причинность в социологии европейских государств-наций можно анализировать в соответствии с тремя осями артикуляции политики. Выше они были представлены как способы разрушения, производства и коммуника­ции. Системы причинно-следственных связей, которые было бы необходимо здесь описать, сложны по своему характеру. Ограничимся одним упрощенным при­мером.

Парадокс азбуки

Однородность китайского мира можно объяснить природой китайской пись­менности: идеограммы, т. е. обозначения понятий, в этой письменности могут произноситься по-разному (на севере и на юге Китая), но они практически не позволяют более или менее ве'рно записывать звуки устной речи. Даже если сло­ва китайского языка произносятся по-разному, этот язык остается одним и тем же. Напротив, письменность, основанная на азбуке, т. е. буквенное письмо, поз­воляет записывать различные фонетические системы: греческий, латинский ал­фавит, кириллица послужили для фиксации языков, которые с точки зрения фонетики и грамматики не имели ничего общего с греческим, латинским или русским языками. В регионах, где применяется азбука, увеличивается возмож­ность появления письменных языков. Азбука создает определенные культуры и обособляет их друг от друга. Но в то же время она выступает в роли культурного объединителя, особенно в сочетании с появившимися на свет наборными типографскими шрифтами, с использованием бумаги в книгопечатании, благодаря чему книги дешевеют, становятся удобнее в обращении. Переводы Библии, ее печатание на широко распространенных носителях, утверждение «портативной» культуры — все это создает или цементирует однородность, причем крепче всего там, где Реформация способствует развитию всеобщей грамотности, или там, где духовенство образует местную бюрократию. Таким образом, алфавитное пись­мо способствует сохранению или появлению новых групп с определенной куль­турой, требующих признать их право на существование и в качестве политичес­ких сущностей. Но им угрожают конкуренты, появляющиеся благодаря досто­инствам и возможностям, которые обеспечивает приобщенность к азбуке.

Итак, различные графические системы в отношениях между устной речью и письменностью предстают в качестве переменных величин с точки зрения со­циологии культуры.

ЧАСТЬ IV. Государство, гражданское общество, нация

XI


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: