Ретроспективную причинность в социологии европейских государств-наций можно анализировать в соответствии с тремя осями артикуляции политики. Выше они были представлены как способы разрушения, производства и коммуникации. Системы причинно-следственных связей, которые было бы необходимо здесь описать, сложны по своему характеру. Ограничимся одним упрощенным примером.
Парадокс азбуки
Однородность китайского мира можно объяснить природой китайской письменности: идеограммы, т. е. обозначения понятий, в этой письменности могут произноситься по-разному (на севере и на юге Китая), но они практически не позволяют более или менее ве'рно записывать звуки устной речи. Даже если слова китайского языка произносятся по-разному, этот язык остается одним и тем же. Напротив, письменность, основанная на азбуке, т. е. буквенное письмо, позволяет записывать различные фонетические системы: греческий, латинский алфавит, кириллица послужили для фиксации языков, которые с точки зрения фонетики и грамматики не имели ничего общего с греческим, латинским или русским языками. В регионах, где применяется азбука, увеличивается возможность появления письменных языков. Азбука создает определенные культуры и обособляет их друг от друга. Но в то же время она выступает в роли культурного объединителя, особенно в сочетании с появившимися на свет наборными типографскими шрифтами, с использованием бумаги в книгопечатании, благодаря чему книги дешевеют, становятся удобнее в обращении. Переводы Библии, ее печатание на широко распространенных носителях, утверждение «портативной» культуры — все это создает или цементирует однородность, причем крепче всего там, где Реформация способствует развитию всеобщей грамотности, или там, где духовенство образует местную бюрократию. Таким образом, алфавитное письмо способствует сохранению или появлению новых групп с определенной культурой, требующих признать их право на существование и в качестве политических сущностей. Но им угрожают конкуренты, появляющиеся благодаря достоинствам и возможностям, которые обеспечивает приобщенность к азбуке.
Итак, различные графические системы в отношениях между устной речью и письменностью предстают в качестве переменных величин с точки зрения социологии культуры.
ЧАСТЬ IV. Государство, гражданское общество, нация
XI