Статья 75. 1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

(1) Постановление от 21 марта 1997 года № 5-П по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 13. Ст. 1602)

Правовые категории в Постановлении: предметы ведения РФ и ее субъектов; установление налогов и сборов; общие принципы налогообложения и сборов; единая налоговая система; единство экономического пространства; равное налоговое бремя.

Заявители: Конституционный Суд Республики Коми (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ), Администрация Иркутской области, Алтайское краевое Законодательное Собрание, Законодательное Собрание Владимирской области, Волгоградская областная Дума (в порядке части 2 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: абзац второй пункта 2 статьи 18 оспоренного Закона РФ, согласно которому органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей; абзац первый пункта второго статьи 20 этого же Закона, согласно которому некоторые налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономной области и автономных округов устанавливаются законодательными актами РФ.

Позиция заявителей: оспариваемые положения не предусматривают полномочий органов государственной власти субъектов РФ по установлению налогов и сборов и поэтому противоречат статье 72 (пункт «и» части 1) Конституции РФ, в соответствии с которой установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Итоговый вывод решения: абзац второй пункта 2 статьи 18 Закона РФ от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» соответствует Конституции РФ, поскольку его положения не препятствуют субъектам РФ осуществлять регулирование налогообложения и сборов с соблюдением общих принципов, содержащихся в федеральном законе.

Абзац первый пункта второго статьи 20 Закона с учетом вытекающего из части первой статьи 1 данного Закона права органов государственной власти субъектов РФ устанавливать и отменять налоги и сборы, а также льготы налогоплательщикам в соответствии с общими принципами налогообложения соответствует Конституции РФ.

Мотивы решения. В соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции РФ рассматриваемый Закон РФ устанавливает общие принципы налогообложения и сборов. Поэтому законы субъектов РФ по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с данным Законом (статья 76 (часть 2) Конституции).

Принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции РФ, в соответствии с ее статьей 71 (пункт «а») находятся в ведении РФ. К ним относятся: а) обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику; б) единство налоговой системы; в) равное налоговое бремя, в сфере налоговых отношений означающее, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований; г) установление налоговых изъятий только на основании закона. Применительно к налогам субъектов РФ «законно установленными» по требованию статьи 57 Конституции могут считаться только те налоги, которые введены законодательными органами субъектов РФ в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, закрепленными в федеральном законе.

Одним из таких общих принципов налогообложения и сборов является исчерпывающий по своему характеру перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и по повышению их ставок.

Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать налоги и сборы, что означает право субъекта РФ самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог из исчерпывающего перечня региональных налогов, и конкретизировать общие положения, то есть определять субъекты и объекты налогообложения, порядок и сроки уплаты налогов и т. д.

Вопросы выявления конституционно-правового смысла статьи 75 Конституции РФ также затрагивались Конституционным Судом РФ в Постановлениях: (1)от 18 февраля 1997 года № 3-П; (2) от 1 апреля 1997 года № 6-П.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: