Постановление от 11 декабря 1998 года № 28-П по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации

(Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 52. Ст. 6447)

Правовые категории в Постановлении: назначение Председателя Правительства РФ; организация власти в демократическом правовом государстве; функции и полномочия федеральных органов государственной власти; отклонение кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой; роспуск Государственной Думы и назначение выборов в Государственную Думу.

Заявитель: Государственная Дума (в порядке части 5 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: толкование положений части 4 статьи 111 Конституции РФ, касающихся роспуска Государственной Думы Президентом РФ после трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ.

Позиция заявителя: Президент РФ не вправе повторно представлять одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства РФ, а Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ только после отклонения ею трех разных представленных им кандидатур Председателя Правительства РФ; под представленными кандидатурами подразумеваются разные лица.

Итоговый вывод решения: Президент РФ при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. После трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ - независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, - Государственная Дума подлежит роспуску.

Мотивы решения. В силу своего места в системе разделения властей Президент РФ в качестве главы государства определяет в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства, реализация которой возложена на Правительство РФ. Отсюда вытекает и роль Президента РФ в определении персонального состава Правительства РФ, в том числе в выборе кандидатуры и назначении на должность Председателя Правительства РФ.

Выбор представляемой Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства РФ является прерогативой Президента РФ.

Конституция РФ, не ограничивая право Президента РФ на выбор представляемой Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства РФ, позволяет ему самому определять конкретный вариант его реализации, а именно вносить предложение об одном и том же кандидате дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства РФ, давая согласие или отказывая в согласии на назначение предложенной кандидатуры.

Из Конституции РФ не вытекает возможность юридических ограничений названных правомочий участников данного процесса. Провозглашенная в преамбуле цель утверждения гражданского мира и согласия обусловливает и необходимость согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, которое в соответствии с Конституцией РФ обеспечивается Президентом РФ. Иное не отвечает конституционному предназначению государственной власти и ставит под угрозу стабильность конституционного строя РФ как демократического правового государства.

Существует необходимость согласованных действий Президента РФ и Государственной Думы в ходе реализации своих полномочий в процедуре назначения Председателя Правительства РФ. Поэтому указанная процедура предполагает поиск согласия между ними с целью устранения возникающих противоречий по поводу кандидатуры на данную должность, что возможно на основе предусмотренных Конституцией РФ или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.

В дальнейшем не исключается возможность формирования конституционного обычая, основанного на каком-либо одном варианте взаимодействия главы государства и Государственной Думы из допускаемых Конституцией РФ и адекватных целям стабильного функционирования конституционного строя с учетом исторического контекста.

Обязательным последствием трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ - вне зависимости от того, какой из возможных вариантов представления кандидатов при этом использовался, - является назначение Президентом РФ Председателя Правительства РФ, роспуск Государственной Думы и назначение новых выборов.

Особое мнение по данному делу представили судьи Н. В. Витрук, В. О. Лучин, В. И. Олейник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: