Признание и гарантирование местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ)

Конституционные основы экономической политики в России

· Единство экономического пространства (ст. 74 Конституции РФ).

· Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств – ограничения перемещения могут вводиться в соответствии с федеральным законом (п.2 ст. 74 Конституции РФ).

· Поддержка конкуренции (п.2 ст. 34 Конституции РФ).

· Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

· Земля и природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 9 Конституции РФ).

· Для участников хозяйственного оборота предполагаются равные возможности производить, продавать и покупать продукты труда, вступать в договорные и иные хозяйственные отношения.

· Защита и обеспечение устойчивости рубля (ст. 75 Конституции РФ).

· многообразие форм собственности.

Единое экономическое пространство предполагает обеспечение единого правового регулирования хозяйственных и финансовых отношений на всей территории России. Этот конституционный принцип гарантируется государством через:

· установление правовых основ единого рынка: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ);

· установление единой денежной единицы, осуществление денежной эмиссии, запрет на введение иных денежных единиц в РФ (ст. 75 Конституции РФ);

· закрепление системы федеральных налогов и общих принципов налогообложения в РФ (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ);

· установление основ ценовой политики (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ);

· единство гражданского и гражданско-процессуального законодательства (п. «о» ст. 71 Конституции РФ);

· установление единства стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета (п. «р» ст. 71 Конституции РФ).

Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает снятие всех ограничений на пути перемещения товаров и финансовых средств на территории России. Этот принцип гарантируется государством через:

· введение запрета на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ);

· введение единых государственных стандартов и правового регулирования порядка создания и деятельности предприятий;

· введение единых правил лицензирования видов предпринимательской деятельности;

· введение единых стандартов сертификации товаров и услуг.

Местное управление может осуществляться государственными или общественными органами (во втором случае он именуется местным самоуправлением). В России до революции пытались ввести общественное самоуправление (в 1864), но потом в связи с неразвитостью гражданского общества перешли к государственной системе местного управления (1890 г.). Новая попытка вернуться к идее общественного самоуправления сделана в действующей конституции. Местное самоуправление предполагает активность граждан, которые активно желают решать непосредственные проблемы, например, благоустройства. Государство обязуется воздерживаться от вторжения в эту область (определяя её границы нормативными актами), и гарантирует возможность самостоятельности граждан в вопросах, не требующих государственно-властного управления.

Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами – законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Опираясь на институты непосредственного волеизъявления (муниципальные выборы, местный референдум, сходы, собрания граждан и др.) местное самоуправление приобщает граждан к участию в управлении делами общества и в значительной мере обеспечивает их политические права. Местное самоуправление направлено против неоправданного сосредоточения дел в руках государственных органов. Решение многих вопросов «снизу» – там, где обеспечивается наиболее полный учет местных условий и особенностей, существенно повышает эффективность управления делами общества и государства.

Механизм охраны и защиты норм института основ конституционного строя.

Значение: направлен на то, чтобы взаимосвязям, составляющим основы конституционного строя, придать необратимый характер, исключить возможность из свертывания принятием текущего законодательства или иным способом.

1. В ст. 16 Конституции РФ провозглашается особая юридическая сила норм, закрепляющих основы конституционного строя: им не могут противоречить не только нормы, содержащиеся в законах и иных нормативных актах, но и нормы других глав и разделов Конституции.

2.В ст. 135 Конституции предусмотрен особый порядок изменения норм, регулирующих основы конституционного строя.

Вносить предложения об изменении Конституции может ограниченный по сравнению с субъектами права законодательной инициативы состав субъектов (ст. 134 Конституции): Президент, палаты Федерального Собрания, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, группа депутатов любой из палат Федерального Собрания численностью не менее одной пятой ее членов. При поступлении предложения о внесении изменений в основы конституционного строя от перечисленных субъектов, предложение проходит две стадии рассмотрения.

На первой стадии предложение обсуждается Федеральным Собранием. Редакция ст. 135 Конституции не позволяет установить, проходит ли обсуждение по палатам или на их совместном заседании. В ст. 100 Конституции совместные заседания палат по рассматриваемому вопросу не предусмотрены, но вопрос остается открытым. Вызвано это тем, что по ст. 135 для одобрения внесенного предложения необходима поддержка трех пятых голосов «от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы». Видимо, здесь подразумевается общее число членов Совета Федерации, но союз «и» в данном случае можно понимать и как соединительный. Представляется, что редакция ч. 2 ст. 135 Конституции требует уточнений.

Если предложение палатами Федерального Собрания не поддерживается, его обсуждение на этом заканчивается. Если же оно получает поддержку необходимого числа голосов, начинается вторая стадия – созыв специального форума, каким является Конституционное Собрание (порядок его созыва и работы должны быть определены федеральным конституционным законом).

Конституционное Собрание обсуждает, а затем ставит ни голосование вопрос о неизменности Конституции. Если это предложение поддерживается большинством (каким именно, ст. 135 не указывает) членов собрания, вопрос о внесении изменений в основы конституционного строя снимается и Конституционное Собрание прекращает свою работу. Когда предложение о неизменности Конституции поддержки не получает, Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и принимает ее двумя третями голосов либо выносит проект на референдум.

Вывод: внесение частичных изменений в основы конституционного строя практически не допускается. Возможно лишь принятие новой Конституции Российской Федерации, но в условиях очень сложной и жесткой процедуры.

Гарантии конституционного строя:

· установленные Уголовным Кодексом РФ в соответствии с ч. 4 ст. 3 Конституции нормы, пре­дусматривающие ответственность за преступле­ния против основ конституционного строя и безопасности государства;

· судебный конституционный контроль;

· деятельность органов государственной вла­сти по охране и защите конституционного строя;

· возможность изменения его основ только в строго установленном порядке через созыв спе­циального органа - Конституционного собрания(ст. 135 Конституции РФ);

· верховенство положений первой главы Консти­туции «Основы конституционногостроя» по отноше­нию ко всем другим нормам Основного закона РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: