Статья 112 несвоевременное подписание Президентом Закона

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Постановление от 20 мая 1992 года № 6-П по делу о проверке конституционности Закона РСФСР от 22 ноября 1991 года «О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 27. Ст. 1571)[26]

Правовые категории в Постановлении: разделение властей; разграничение компетенции между высшими государственными органами; статус Президиума Верховного Совета и его полномочия; обязанность Президента подписать закон.

Предмет рассмотрения: положения Закона о выведении Антимонопольного комитета из состава Совета Министров и переподчинение Верховному Совету и его Президиуму, об утверждении Положения о Комитете Президиумом Верховного Совета, о назначении Председателя Антимонопольного комитета Верховным Советом.

Заявитель: Президент РФ (в порядке части первой статьи 165.1 Конституции РФ (в ред. от 21 апреля 1992 года).

Позиция заявителя: оспоренным Законом нарушены конституционные положения о соотношении законов и иных актов, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом, о составе Правительства, о порядке назначения руководителей министерств и государственных комитетов, о полномочиях Верховного Совета и его Президиума.

Итоговый вывод решения: оспоренный Закон РФ не соответствует Конституции РФ. Обратить внимание Президента на нарушение им Конституции, выразившееся в несвоевременном подписании им Закона от 22 ноября 1991 года.

Мотивы решения. Законом от 22 ноября 1991 года нарушены установленный в РФ принцип разделения законодательной и исполнительной власти, а также закрепленное Конституцией разграничение компетенции между высшими государственными органами.

Выведение Антимонопольного комитета из состава Совета Министров РФ и переподчинение Верховному Совету и его Президиуму не согласуются с положениями Конституции, которые предусматривают, что председатели государственных комитетов РФ назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Совета Министров РФ, а министерства и государственные комитеты подчиняются Совету Министров.

Изменение Верховным Советом подчиненности Антимонопольного комитета противоречит и предоставленному Съездом народных депутатов Президенту праву самостоятельно решать вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти. При этом Верховный Совет в соответствии с Конституцией вправе осуществлять контроль за деятельностью Антимонопольного комитета. В соответствии со статьей 116 Конституции РФ Верховный Совет РФ правомочен создавать в своем составе постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета РФ, которые вправе осуществлять контроль за деятельностью Антимонопольного комитета.

Допущенное нарушение установленной Конституцией процедуры рассмотрения и подписания законов - несвоевременное подписание Президентом Закона от 22 ноября 1991 года - фактически могло вызвать отрицательные последствия для проведения экономической реформы и антимонопольных мероприятий. Однако это не могло послужить основанием для расширения компетенции Верховного Совета и его Президиума за счет ущемления полномочий высших органов исполнительной власти.

Особое мнение по делу представил судья Н. В. Витрук.

Вопросы выявления конституционно-правового смысла статьи 112 Конституции РФ также затрагивались Конституционным Судом РФ в Постановленииот 27 января 1999 года № 2-П.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: