double arrow

Конституционно-правовые отношения

В общей теории права под правоотношением пони­мается возникающая на основе норм права обществен­ная связь, участники которой имеют права и обязанно­сти. Это определение распространяется и на конститу­ционно-правовые отношения, где юридические связи между субъектами опосредствованы нормами конституционного права.

Конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституци­онного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, пре­дусмотренных данной правовой нормой.

Конституционно-правовые отношения наиболее сложные и важные для общества отношения, включающие в себя определенную часть общественных отношений, затрагивающих связь граждан с государственной властью, отражающих многообразие проявления этой власти в современном обществе; являются базовыми для государства и общества.

Конститу­ционно-правовые отношения по своей структуре во многом сходны с правоотношениями, возникающими на основе норм других отраслей права. В то же время они достаточно специфичны, причем главные их особенности обусловлены своеобразием предмета регулирования кон­ституционного права.

Перечислим эти особенности:

1) отличаются своим содержанием, т. е. возникают в особой сфере отношений, которые составляют предмет конституцион­ного права;

2) особый субъектный состав. Среди субъектов конституционно-правовых отношений имеются такие субъекты, ко­торые не могут быть участниками других видов правоотношений (государство, народ, нации, народности и др.);

3) обладают значительным политическим потенциалом; характеризуются высоким уровнем обобщения; специфическими источниками и большим разнообразием.

В составе конституционно-правового отношения выделяются содержание, субъекты и объекты.

Субъекты конституционно-правовых отношений - это их участники, между которыми в соответствии с конституционно-правовыми нормами возникают юридиче­ские права и обязанности. Круг таких субъектов исклю­чительно широк, причем одной из сторон отношения всегда выступает государство в целом, орган государ­ства или его представитель либо иное лицо, но опять-таки по уполномочию государственного органа.

В число субъектов конституционно-правовых отно­шений входят:

· народ в целом;

· нации, народности, а в от­дельных случаях национальные группы;

· государство (Российская Федерация);

· национально-государственные образования;

· территориально-государственные образования;

· административно-территориальные единицы;

· органы государства;

· общественные организа­ции и политические партии, органы общественного территориального самоуправления;

· трудовые коллек­тивы;

· депутаты;

· граждане, лица без гражданства, ино­странные граждане;

· органы местного самоуправления.

Объекты конституционно-правовых отношений – это предметы или явления реальной действительности, по поводу которых субъекты правомочий вступили в пра­вовую связь. Можно сказать, что данные объекты есть определенное благо, на использование или охрану ко­торого направлены юридические права и обязанности субъектов.

К объектам конституционно-правовых взаимо­связей относятся:

· государственная территория,

· материаль­ные ценности,

· поведение людей,

· действия органов госу­дарства или должностных лиц,

· личные неимуществен­ные права граждан (честь, достоинство).

Содержание правоотношения составляют взаимные права и обязанности его субъектов.

В конституционном праве, как и в иных отраслях, существуют так называемые классические правоотношения. Они возникают при реализации норм, которые представляют собой правила, указывающие на права и обязанности субъекта. Иногда их именуют конкретными правоотношениями, ибо в них определены и субъекты, и их права и обязанности (избирательное законо­дательство, законодательство о гражданстве и др.). В конкретных конституционно-правовых отношениях субъективное право - это допустимая и гарантированная Конституцией возможность определенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность – выступает как установленная конституционными нормами необходимость действий лица, на которое данная обязанность возложена.

В общих конституционно-правовых отношениях содержание проявляется через конституционный статус, конституционное состояние их участников. Так, например, Конституция, предусматривая, что «Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» (ч.1 ст. 87), придает ему специфическое состояние, которое определяет его положение как субъекта конституционно-правовых отношений применительно ко всем другим субъектам, связанное с руководством Вооруженными Силами и с использованием их в особых ситуациях.

Конституционно-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются, либо прекращаются в связи с определенными жизненными явлениями и обстоятельствами (событиями или действиями), именуемыми юридическими фактами. Юридические факты вызывают предусмотренные конституционными нормами правовые последствия и как бы вводят субъективные права и обязанности в механизм конституционного регулирования, наполняют реальным юридическим содержанием конституционные правовые отношения.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождаются таким событием, как рождение гражданина. Обращение в государственный орган будет являться действием, а уклонение от подписания закона, принятого парламентом, бездействием и т.д.

Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. В целях их более глубокого изучения их можно классифицировать на отдельные группы (виды).

1) По предмету правового регулирования:

· связанные с основами конституционного строя Российского государства, с сущностью и формами власти народа;

· связанные с основами правового положения личности в РФ;

· по поводу государственного устройства РФ;

· связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.

2) По степени обобщенности:

· общие конституционно-правовые отношения (правовые состояния). Эти отношения существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. Типичным примером общего конституционно-правового отношения является состояние гражданства;

· конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий субъектами подобных отношений.

3) По фактору существования во времени:

· постоянные правоотношения – срок действия не определен,

например, отношения, вытекающие из гражданства;

· временные правоотношения – возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Например, правоотношения между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным Судом РФ.

4) По юридическому значению:

· материальные – составляют выражающие интересы конституционных субъектов права и обязанности, которыми они наделены для осуществления возложенных на них функций;

· процессуальные – возникают в связи с соблюдением процедуры, процессуальных форм осуществления прав и обязанностей конституционных субъектов.

5) По целевому назначению:

· правоустановительные отношения – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения. Например, норма ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»;

· правоохранительные отношения – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно – правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Например, норма ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей…».

Конституционно-правовые отношения могут классифицироваться и по другим основаниям.

Источники конституционного права - это нормативные правовые акты, образующие систему законодательства отрасли конституционного права, обусловленную предметом его регулирования.

Содержащиеся в источниках конституционного права нормы регламентируют общественные отношения и связи большой политической значимости, жизненно важные для общества и государства, которые, в свою очередь, определяют развитие других, в том числе и непра­вовых, социальных отношений и связей.

Профессор О.Е. Кутафин отмечал, что в конституционном (государственном) праве термин «источник права в юридическом смысле» является общепризнанным. Под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы.

Специфика источников конституционного права состоит в следующем:

· они принимаются по вопросам, связанным с установлением и реализацией народовластия в формах непосредственной и представительной демократии, закреплением государственного устройства, системы государственных органов и основ правового положения личности;

· являются результатом правотворческой деятельности представительных органов государственной власти, либо результатом правотворчества, осуществляемого непосредственно народом путем референдума;

· носят комплексный характер, поскольку объединяют материальные и процессуальные нормы;

· они непосредственно связаны с организацией и функционированием государственной власти, от которой исходят все нормативные акты;

· источники конституционного права фактически определяют правотворческую деятельность тех государственных органов, которые компетентны создавать нормы права. Они, прежде всего, формулируют основные начала для всех других отраслей права и определяют систему нормотворческих актов. Другими словами, конституционным правом определяются основы содержания и форма источников права для всех отраслей права, включая и само конституционное право.

Источники конституционного права связаны с регулированием общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением государственной власти. Они (источники) определяют основы содержания и форму источников права для всех других отраслей, фактически определяют правотворческую деятельность всех государственных органов, правомочных создавать нормы права, а также формулируют основные начала для всех остальных отраслей права.

Многообразие общественных от­ношений, регулируемых конституционным правом, порождает множество источников права.

Система источников конституционного права характеризуется следующими чертами:

· множественностью форм выражения правовых норм, что проявля­ется в существовании и развитии на общероссийском (федеральном) уровне таких нормативных решений, как Конституция РФ, федеральные конститу­ционные и иные законы, подзаконные акты. Кроме того, существуют нормативные акты субъектов Федерации и местного самоуправления;

· иерархической подчиненностью. Важнейшим признаком, который определяет место изданных норм в общей системе источников права, является юридическая сила акта. При этом одни источники обладают наивысшей силой (конституция), другие наибольшей (закон), тре­тьи, такие как указ или правительственное постановление, относятся к актам менее высокого уровня;

· приоритетом закона;

· изменением соотношения внутригосударственного и международного права. Возрастание роли внешних факторов, интеграционные процессы привели к тому, что к числу источников права относятся и общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры.

Форма тех или иных источников конституционного права позволяет распределить их на определенные группы, в совокупности образующие систему источников.


Сейчас читают про: