Постановление от 31 октября 1995 года № 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации

(Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 45. Ст. 4408)

Правовые категории в Постановлении: поправка к Конституции РФ; правовая форма документа, содержащего поправку к Конституции РФ; процедура принятия поправок; порядок принятия федерального конституционного закона; круг вопросов, которые должны быть регламентированы федеральными конституционными законами.

Заявитель: Государственная Дума (в порядке части 5 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: толкование статьи 136 Конституции РФ о принятии поправок к главам 3–8 Конституции РФ.

Позиция заявителя: необходимо дать толкование относительно наименования и правовой формы документа, содержащего поправку к Конституции РФ.

Итоговый вывод решения: поправки принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции РФ. На процедуру принятия поправок распространяются требования об одобрении большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Необходимо одобрение поправок органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ; кроме того, должно быть соблюдено положение, устанавливающее круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ. Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Мотивы решения. Поправки к главам 3–8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Процедура принятия поправок к главам 3–8 Конституции РФ существенно отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона. Круг субъектов, наделенных правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ, установленный статьей 134 Конституции РФ, не совпадает с кругом субъектов права законодательной инициативы, установленным статьей 104 Конституции РФ. Для вступления поправок в силу требуется их одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральный закон не может быть формой принятия конституционной поправки, так как для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов. В отношении федерального закона Президент РФ наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального конституционного закона, распространенный на процедуру принятия поправок.

Поправки к Конституции РФ не могут приниматься и в форме федерального конституционного закона, так как федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Использование формы федерального конституционного закона сделало бы невозможным внесение в главы 3–8 Конституции РФ поправок, не относящихся по своему содержанию к тому кругу вопросов, которые должны быть регламентированы федеральными конституционными законами. В отличие от поправок федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции РФ, не может изменять ее положений, а также не может стать ее составной частью.

Положения статьи 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Вопрос о том, каким способом те или иные поправки учитываются в тексте Конституции РФ, также решается законодателем исходя из характера и содержания поправок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: