Две культуры

Культура - это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из двух содержательных типов культур: материальной и гуманитарной, последняя подразделяется на социальную и духовную.

Материальная культура - cовокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую (телесную) культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т.д.

Социальная культура - система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.

Духовная культура - это составная часть культурных достижений человечества. Она представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений - знаков. Универсальный знак - язык: естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный. Основные виды духовной культуры: мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т.д. Каждый из этих видов духовной культуры состоит из относительно самостоятельных разновидностей.

В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе - естествознание (естественные науки) и системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества - гуманитарные науки. До последовательного оформления науки как самостоятельной части культуры человечества в знания о природе и ценностях общественной жизни входили иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные системы этносов, натурфилософия и др. Данное обстоятельство дает право трактовать понятия "естествознание" и "гуманитарное знание" не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса научных и ненаучных видов знаний. Однако в условиях культурыXX в. такая трактовка непродуктивна. Поэтому чаще всего исходят из того, что современная естественно-научная и гуманитарная разновидности культуры основаны на научном знании.

Самая распространенная точка зрения: наука возникла в XVI -XVII вв., когда появились работы И. Кеплера, X. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Ньютона и других ученых. Признаками науки выступают: построение математических моделей объектов, эмпирические результаты экспериментального уровня, мысленные обобщения физического и математического типов. К этой эпохе относится и создание социальных условий науки: возникают Лондонское Королевское общество (первое научное объединение ученых), Парижская академия наук.

Есть и такая точка зрения: время возникновения науки - конец первой трети XIX в., когда произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования, объединенных на основе общей научно-исследовательской программы. И создатели науки - немецкие естествоиспытатели В. Гумбольдт и Ю. Либих.

В целостном культурном творчестве человечества указанные точки зрения на возникновение науки раскрывают особенности ее эволюции от исходных "преднаучных" состояний к полноценному самостоятельному феномену. В собственном смысле наука как специфический вид деятельности ученых-одиночек возникла в V в. до н.э., а как полноценное социально-духовное образование - с XVII в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: