I. Зачин — слово классу.
II. Тренинг. Полукруг, ритмы; счет пальцев; освобождение мышц; лоскутки; игротека; песня под дирижерскую палочку; бисер; интересный факт; мячи; «смотреть, слушать»; перегруппировки, упражнение со стульчиками; «машинка» — текст: «Охраняйте ваш театр от всякой скверны, и сами собой создадутся и благоприятные условия для творчества и для необходимого вам сценического самочувствия» (К. С. Станиславский). «Баранья голова», «птичий двор», «зверинец». Групповые этюды на теплоходе (менять обстоятельства — дождь, жара, ветер), на велотреке (с учетом времени до старта).
III. Новое упражнение — переходы со стулом через забор, через бурный поток и пр. Стул в этом задании — какой-либо тяжелый груз.
IV. Просмотр домашних этюдов.
V. Вопросы к педагогам.
VI. Беседа.
В тренинг этого урока входит уже известный круг упражнений, но с особыми акцентами и новыми вариантами, которые обусловлены тем новым, что педагог вводит в урок.
Например, упражнения со стульчиками идут в другой редакции, так как учащимся на ближайших занятиях предстоит.коллективная игра в «цирк». Потому мы даем задание: «если бы» стул был лошадкой или одноколесным велосипедом, монопедом или цирковой тумбой. Это то же упражнение на «оправдание», которое мы уже делали, но сегодня оно преподносится иначе.
|
|
Тренинг на каждом уроке в разной степени, с разной силой, в разных пропорциях все-таки всегда идет в трех направлениях.
Например, упражнение «машинка». Когда мы предлагаем студентам разделить буквы алфавита под заданный счет, а при этом вести по ходу упражнения внутренний текст (иначе потеряется внутренняя линия видений), помнить и верить в обстоятельство— «я буква пишущей машинки» и т. д.,— то мы тренируем определенную сумму основных элементов внутренней психотехники актера. Если к этому упражнению прибавить требования к дыханию, речи и осанке студентов, то оно будет тренировать артистизм, что уже из области внешней техники.
Наконец, учтем, что печатаем мы не случайный текст, а направленный на воспитание гражданских, нравственных, эстетических взглядов студента. Например: «Не привередничайте, отбросьте критиканство и всматривайтесь внимательнее в то, что вам дают более опытные, хотя бы они не были гениями. Надо уметь брать полезное. Недостатки перенимать легко,но достоинства — трудно»,— К. С. Станиславский.
Таким образом, всегда, на каждом уроке, в любом упражнении тренинг идет в трех направлениях: а) воспитание творческой личности; б) тренинг внутренней психотехники; в) тренинг внешней техники актера.
Упражнения «птичий двор», «зверинец» мы даем на этом занятии не в массовом варианте, а в индивидуальном или парном, это тоже подготовка к упражнению «цирк». Потом предлагаем классу новую усложненную форму упражнения «баранья голова» из слов несовременного употребления (челн, лук, стрела, невод и т. д.). В полукруге каждый по очереди называет соответствующее слово, предмет, следующий повторяет слово соседа и прибавляет свое и так весь класс. Потом из названных слов сочиняется сказка. Даем студентам время на сговор, на выяснение среды — где это происходит, и порядка— что за чем случилось. Роли распределяются по принципу: ты в упражнении назвал невод, будешь играть невод, а ты назвал стрелу — быть тебе стрелой и т. д. И каждый предмет в сочиненной сказке надо сыграть.
|
|
Новое, упражнение: «переходы». Оно, как и любое другое, комплексное, но в нем есть и особая сила. Мы даем задание — перейти с тяжелым грузом по бревну через бурный поток. Конечно, такое задание включает все творческие требования, но мы подчеркиваем, что главное в этом упражнении перейти, т. е. не останавливаться, преодолевая препятствия, идти к цели. Научиться идти к цели — это значит овладеть основным элементом профессии — «действием», сквозным и непрерывным, сиюминутным и подлинным.
Упражнение «переходы» обычно заканчивает первую часть урока, т. е. все то, что мы делаем в полукруге. Далее урок идет в просмотровой позиции класса, когда студенты сидят не перед педагогами, а рядом с ними в полукруге, обращенном к площадке,— сцене. Меняем позицию тренажного полукруга на просмотровую через тот или иной переход. Предлагаем студентам, например: пройти через поток или через узкий проход, через грязь, лед, ветер, песок и т. д. Обычно такой переход требует офантазирования небольшой истории, возникает импровизационный этюд, которому мы пытаемся дать название, чтобы определить суть события.
Импровизационность, сиюминутность лежат в основе всех упражнений, в этом упражнении они проявляются с особой силой. Вернемся к уроку. Заключительную беседу мы, как всегда, посвящаем зачину и разбору этюдов.
В зачине студенты показали «экзамен в школе иллюзионистов». Это было близко к тому, чем мы занимаемся в классе, но так как нам предстоит к экзамену создать большую и разнообразную программу воображаемого цирка, то пришлось отметить, что показывали студенты слишком вероятное для цирка, а в нашем цирке возможно и самое невероятное, о чем настоящий цирк и не мечтает, ведь наш цирк — это цирк воображения, которому нет границ... Кроме того, у цирка должна быть арена, зритель в амфитеатре, много, музыки и соответствующий только цирку быт. Рекомендуем классу сходить в цирк.
Замечания по этюдам: все они страдают одним общим недостатком — многословием. В этюд включается текст только самый необходимый, когда уже нельзя молчать. Исполняться этюд должен серьезно, надо верить в вымысел. Когда исполнитель в этюде вдруг начинает смеяться («плыть»), он рвет линию веры и правды.
Плохо продуман показ. Много времени уходит на организацию пространства. Торопиться не надо, но работа должна быть рациональной. Этюды репетируются, готовятся к показу дома, значит, на уроке во всем должна быть экономия времени, а следовательно, все должно быть организовано заранее.
Очень часто на уроках заходит разговор о каких-то особых психологических этюдах, которые надо делать как-то иначе. Психология — это оценки, думанье, внутренний текст, но это все необходимо в любом этюде. Возможна только одна правда— правда жизни. Поэтому вряд ли можно выделять особую группу этюдов.
Почти на каждом уроке приходится возвращаться к вопросам творческой этики и условий работы. Об этом мы будем говорить на протяжении всех лет учебы — о порядке в классе, в полукруге, на педагогическом столе, о приветливости и вежливости в отношениях. Самовоспитание надо начинать дома. Если вы только в классе аккуратны, вежливы и тактичны — это ложь. Будьте такими и дома, и в любом другом месте.
|
|
...Многие учащиеся накапливают долги, отсиживаются на занятиях, ссылаясь на робость, страх. Страх именно от долгов и накапливается. Лень, инертность усиливают напряжение а учебе, надо приучаться пользоваться любой возможностью показа, так как на уроке мы не отчитываемся в достижениях, а учимся.