Тематические разделы с указанием количества предусмотренных часов

№ п/п Наименование раздела дисциплины
4. Представления об обществе в русской средневековой культуре Перечень проблем занятия: 1) Общественные отношения. Формы социальной мобильности. 2) Неравенство и способы его преодоления. Контрольные вопросы: 1) К какой социальной группе принадлежал Даниил Заточник? 2) Особенности употребления понятий «раб», «раба», «холоп», «челядин» в Правде Русской. 3) Каков социальный идеал (жизненный стандарт) Даниила Заточника? Достижим ли для него этот идеал? 4) Какими путями, по мнению самого Даниила, мог бы он пойти для реализации своих идеалов? 5) Открывало ли русское общество другие пути, помимо названных Даниилом? Список источников: Памятники литературы древней Руси. XII век. М., 1980. С. 388–400. Зимин А.А. Правда Русская. М.: Древлехранилище, 1999. С. 355–380. Список литературы: Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI–XIII вв. М.: Наука, 2002. С. 24–149, 210–233.
6. Святость и общество Перечень проблем занятия: 1) Святость в христианской культуре. 2) Монашество: идеалы и их культурные репрезентации. Контрольные вопросы: 1) Каков идеальный образ святого в русском средневековом житии? 2) Враги и препятствия на пути к святости. 3) Чего ждут от монаха светские люди (власть и простонародье)? 4) В чем «национальное» своеобразие и в чем общехристианский архетипизм образа Сергия? 5) Почему для Сергия и его современников исключительную значимость приобретает догмат о Троице? 6) Как этот догмат воплощен в житии Сергия? Список источников: Житие Сергия Радонежского // Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. М.: Худ. лит-ра, 1981. С. 256–429. Список литературы: Федотов Г. Святые Древней Руси. М.: Моск. рабочий, 1990. С. 27–38, 90–108, 141–153, 166–220.
11. Представления о власти в Средневековой Руси Перечень проблем занятия: 1) Власть и ее полномочия в русской средневековой культуре. 2) Участие во власти и борьба за власть в Средневековой Руси. Контрольные вопросы: 1) Каковы пределы (права и ответственность) власти монарха? 2) В чем упрекали друг друга Андрей Курбский и Иван Грозный? 3) Как формулировались понятия о высшем преступлении и каре за него? 4) Что значило быть «изменником» в эпоху Ивана Грозного? 5) В чем отличие государственной идеологии Избранной рады и Опричнины? Список источников: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1993. С. 7–62, 101–118. Список литературы: Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2009. С. 283–329. Флоря Б.Н. Иван Грозный. 4-е изд. М.: Мол. гвардия, 2009. С. 94–127.
13. Русский средневековый придворный быт и церемониал Перечень проблем занятия: 1) Домашний быт русских царей и высшей аристократии. 2) Придворный символизм. Контрольные вопросы: 1) Каково значение ритуала в придворной жизни? Показать на примере одного – двух обрядов. 2) Как иерархия общества воплощалась ритуалом? 3) Идеальный царь и идеальный подданный. 4) Низшие слои общества и их значение для придворной жизни. Список источников: Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича / подгот. публ, ввод. ст., коммент., словник Г.А. Леонтьевой. М., 2000. С. 22–56, 62–81. Список литературы: Флайер М.С. Расшифровка кода: Образ царя в обряде Вербного воскресенья в Московском государстве // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси: Антология. Самара, 2001. С. 203–239. Юзефович Л.А. «Как в посольских обычаях ведется…» Русский посольский обычай конца XV – начала XVII в. М.: Международные отношения, 1988. С. 96–183.
15. Домашнее хозяйство и социальные роли в Средневековой Руси Перечень проблем занятия: 1) Домашний быт: особенности религиозной экономики. 2) Социальные роли и социальные конфликты в семейной жизни. Контрольные вопросы: 1) Каков образ идеального «домовитого» человека в Домострое? 2) Как распределяются в доме роли мужа, жены, домочадцев? 3) Существовало ли в хозяйстве половое неравенство (асимметрия)? 4) Кто кого спасает? Жена – мужа? Муж – жену? Домочадцы – родителей? и т. д. 5) Как формулируется в Домострое отношение к семейному насилию? Список источников: Домострой / Изд. подг. В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб.: Наука, 2001. С. 5–133. Список литературы: Колесов В.В. Домострой как памятник средневековой культуры // Домострой. С. 301–356. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: Невеста, жена, любовница (X – начало XIX в.). М.: Ладомир, 1997. С. 3–140.
17. Культура России в первой четверти XVIII в. Перечень проблем занятия: 1) Культура в контексте преобразований первой четверти XVIII в. 2) Новации в бытовой культуре и реакция русского общества. Контрольные вопросы: 1) Становление государственной системы образования: замысел и результаты. 2) Специфика книжной культуры первой четверти XVIII в. 3) Роль газеты «Ведомости» в расширении кругозора и повышении культурного уровня русского читателя. 4) Проблемы “абсолютизма”, “общего блага”, “общественного договора” в русской общественной мысли первой четверти XVIII в. 5) И.Т. Посошков – человек своей эпохи. Связь времен (века XVII и XVIII), традиций и новаций во взглядах идеолога русского купечества. 6) Церковная реформа и духовная жизнь русского общества. Список источников: Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ. - М., 1994. – C. 115-205. Кара-Мурза А.А., Поляков Л.В. Русские о Петре I. Опыт аналитической антологии. - Иваново, 1994. – С. 90-110; 201-256. Первая русская печатная газета «Ведомости». Выдержки // Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917); Учебно-методический комплект (Учебное пособие; Хрестоматия; Темы курсовых работ). 2-е изд. испр. – М.: Флинта: Наука, 2001. С.102-105. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. - М., 1951. – С. 298-360. Правда воли монаршей во определении наследника державы своей // ПСЗ I. Т. VII. № 4870. С. 602-643. Регламент или устав духовной коллегии // ПСЗ I. Т. VI. № 3718. С. 314-346. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С. 4-38; 125-132; 246-247; 264-270. Указы Петра I о печати // Русская журналистика в документах: История надзора / [ Сост. О.Д. Минаева ]; Под ред. Б.И. Есина, Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 9-23. Феофан Прокопович. Сочинения / Под. ред. и с предисл. И.П. Еремина. - М.: Л., 1961. – С. 237-310. Список литературы Обязательная: Анисимов Е.В. Петр Первый: Рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в./ Сост. С.В. Мироненко. - М.: Политиздат, 1991. – С. 186-221. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М.: РГГУ, 2001. С. 80-164. Кондаков И. «Порядок» vs «хаос»: Петр I в интеллектуальной истории России // Петр Великий / Сост. и ред. Е.В. Анисимов. – М.: ОГИ, 2007. С. 9-53. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. Репринтное воспроизведение издания 1914 г. М.: Изд. объединение «Культура», 1990. Глава Школа и просвещение при Петре Великом. С.463 -510. Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII - начала XIX века. Гл. I. Идеи общественного развития в русской культуре. 1.2. Природа государственной власти глазами теоретика и читателя XVIII века // Из истории русской культуры. Т. IV. (XVIII - начало XIX века). – 2-е изд. – М.: Языки русской культуры, 2000. С. 39-59. Павленко Н.И. Меншиков: Полудержавный властелин.- 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2005. Глава Губернатор столичной губернии. С. 140-196. Рогожин Н.М. Петровские реформы и русская историография // Историография истории России до 1917 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т / Под. ред М.Ю. Лачаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т. 1. С.85-101. Семенова Л.П. Быт и население Санкт - Петербурга (XVIII век). – СПб., 1998. С. 5-77; 180-223. Успенский Б.А. Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России (Византийская модель и ее русское переосмысление) // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1996. Т.1. С. 205-337. Эйдельман Н.Я. “Революция сверху” в России. - М., 1989. - С.48-73. Дополнительная: Анисимов Е.Е. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра. - М., 1986. – 239 с. Баггер Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. М., 1985. – 199 с. Зайченко А.Б. Взгляды Петра на власть и закон // Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. - М., 1982. – С. 344-452. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. Репринтное воспроизведение издания 1914 г. М.: Изд. объединение «Культура», 1990. Главы: Устройство городов и горожане при Петре Великом. С.391-422; Общественная жизнь в Петербурге времен Петра Великого. С. 613- 648. Павленко Н.И. Петр I: К изучению социально-политических взглядов // Вопросы истории, 1989. - №12. - С.3-17. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России первой половины XVIII в. - Л., 1982. – 279 с. Федосов И.А. Социальная сущность и эволюция российского абсолютизма (XVIII - первая половина XIX века) // Вопросы истории, 1971. - №1. – С. 24-35.
21. «Просвещенный абсолютизм» и культура России в 60-е – 90-е гг. XVIII века Перечень проблем занятия: 1) Основные направления культурной политики правительства Екатерины II. 2) Формирование самосознания сословий. Западноевропейские идеалы и самосознание русского дворянства. Контрольные вопросы: 1) Русское просвещение и его национальное своеобразие. 2) Уложенная комиссия - конкретное воплощение идей “просвещенного абсолютизма” в России. 3) Екатерина II и А.Н. Радищев: идейное противостояние. 4) “Просвещенная” императрица в собственных “записках”, официальных документах, мемуарах, эпистолярном наследии, литературе и искусстве. 5) Женщина в культуре России XVIII века: Екатерина «великая» и Екатерина «малая». Список источников: Масон Ш. Секретные записки о России. – М.: «Новое литературное обозрение», 1996. Гл. II. Екатерина II. С. 36-60. О наказании коллежского советника Радищева за издание книги, наполненной вредными умствованиями, оскорбительными и неистовыми выражениями противу сана и власти царской..// ПСЗ I. Т. XXIII. № 16901, 4 сентября 1790 г. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву; Вольность: Ода / Изд. подгот. В.А. Западов, СПб.: Наука, 1992. С. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917); Учебно-методический комплект (Учебное пособие; Хрестоматия; Темы курсовых работ). 2-е изд. испр. – М.: Флинта: Наука, 2001. С.124-131. Россия XVIII столетия в изданиях Вольной русской типографии А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Записки княгини Е.Р. Дашковой. - Репринтное воспроизведение. – М.: Наука, 1990. С. 7; 33; 72-77; 82-89; 192-203; 207-214; 234-241. Россия XVIII столетия в изданиях Вольной русской типографии А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Записки императрицы Екатерины II. - Репринтное воспроизведение. – М.: Наука, 1990. С. 156-218; 233-254. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С. 105-107; 113-117; 186-200; 205-208; 234-236; 253-255; 263; 273; 279-285; 293-294; 318; 324-326; 330-331; 333-335; 346-348. Список литературы: Обязательная: Каменский А.Б. Екатерина II // Вопросы истории, 1989. - № 2. - С.62-88. Каменский А.Б. “Под сенью Екатерины...” - СПб., 1992. – С. 215-307. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М.: РГГУ, 2001. С. 330-472. Кондаков И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. Гл. VI. Культура русского просвещения. С. 157-187. Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII - начала XIX века. Гл. I. Идеи общественного развития в русской культуре. 1.3. Природа государственности в теории Просвещения // Из истории русской культуры. Т. IV. (XVIII - начало XIX века). – 2-е изд. – М.: Языки русской культуры, 2000. С. 59-81. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М.: Мол. Гвардия, 1999. Гл. III. Просвещенная монархиня. С. 104-140; Гл. XIV. Екатерина Романовна Дашкова. С. 421-446. Проскурина В. Перемена роли: Екатерина Великая и политика имперской трансверсии // Новое литературное обозрение. 2002. №54 (2). С.98-118. Омельченко О.А. “Законная монархия” Екатерины II: Просвещенный абсолютизм в России. - М., 1993. – 42 с. Федосов И.А. Просвещенный абсолютизм в России // Вопросы истории. 1970. №9. С.34-55. Дополнительная: Анисимов Е.В. Россия в середине века. Борьба за наследие Петра. - М., 1986. – С. 15-90. Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла: Литература и государственная идеология в России последней трети XVIII – первой трети XIX века. М., 2001. Лебедева-Емелина А.В., Левашев Е.М. Русская музыка второй половины XVIII века в контексте ритуалов и церемониалов, празднеств и развлечений // Развлекательная культура России XVIII – XIX вв.: очерки истории и теории. СПб., 2000. С. 43-68. Репина Л.П. «Персональная история»: биография как средство исторического познания // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1999. С. 76-100. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.: Формирование бюрократии. - М., 1974. – С. 305-350. Эйдельман Н.Я. Грань веков: Политическая борьба в России: Конец XVIII - начало XIX столетия. - М., 1986. – С. 180-206. Эйдельман Н.Я. Твой 18 век. - М., 1991. – С. 111-130, 139-153.
23. Новации в Просвещении: образовательные реформы второй половины XVIII века Перечень проблем занятия: 1) Просвещение общества и образованность личности. 2) Достоинства и недостатки пансионной системы воспитания Контрольные вопросы: 1) Состояние образования в конце 1750-х – начале 1760-х гг. и задачи правительства в новых условиях. 2) “Генеральное учреждение о воспитании в России обоего пола юношества”: новая концепция просвещения в России. 3) Создание “новой породы” людей: замыслы и результаты. 4) Специфика женского образования в России во второй половине XVIII века. 5) Реформа Ф.И. Янковича и изменение облика русской школы в 80-е гг. XVIII века. Источники: Генеральное учреждение о воспитании в России обоего пола юношества.// ПСЗ I. Т. XVI. № 12103, 22 марта 1764 г. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества.// ПСЗ I. Т. XVII. № 12785, 16 ноября 1766 г. Лубяновский Ф. П. Воспоминания // Московский университет в воспоминаниях современников: Сборник / Сост. Ю.Н. Емельянов. - М.: Современник, 1989. – С. 43-48. О воспитании благородных девиц в Санкт - Петербурге при Воскресенском Новодевичьем монастыре // ПСЗ I. Т. XVI. № 12154, 5 мая 1764 г. Тимковский И.Ф. Записки // Московский университет в воспоминаниях современников: Сборник / Сост. Ю.Н. Емельянов. - М.: Современник, 1989. – С. 38-42. Устав народных училищ // ПСЗ I. Т. XXII. № 16421, 5 августа 1786 г. Литература Обязательная: Белявский М.Т. Школа и образование.//Очерки русской культуры XVIII века. Часть вторая. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 258-293. Белоусов А.Ф. Институтки // Россия в мемуарах. Институтки. М., 2003. С. 5-32. Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII - начала XIX века. Гл. III. Человек и общество XVIII - начала XIX века. 3.2.3. Женское образование в XVIII - начале XIX века // Из истории русской культуры. Т. IV. (XVIII - начало XIX века). – 2-е изд. – М.: Языки русской культуры, 2000. С. 247-265. Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия. М.: Панорама, 1990 (репринтное издание 1895 г.). Глава V. Школа и воспитатели. С. 75-97; VI. Общество благородных девиц. С. 98-119. Дополнительная: Белоусов А.Ф. «Как некий новый род…» смолянки, монастырки, институтки // История Петербурга. №4, СПб., 2003. С. 51-56. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М.: Мол. Гвардия, 1999. С. 196-203. Шумигорский Е.С. Смольный институт и его роль в истории женского образования в России.// Русская старина, 1914. С. 269-280.
25. Книгоиздательство и журналистика как вид культурной деятельности Перечень проблем занятия 1) Читатель книги, журнала, газеты в культуре Просвещения 2) Писатель, журналист и общество в новое время Контрольные вопросы: 1) Правительственная политика в области печати в царствование Екатерины II. 2) Репертуар и специфика частных журналов второй половины XVIII века. 3) Участники издательского процесса второй половины XVIII века. 4) Образ журналиста и его культурный статус. 5) Частное издательское дело и изменение репертуара отечественной книги в 60-90-е гг. XVIII века. Список источников: Крылов И.А. Из журналов «Почта духов» и «Зритель» // Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917); Учебно-методический комплект (Учебное пособие; Хрестоматия; Темы курсовых работ). 2-е изд. испр. – М.: Флинта: Наука, 2001.С.132-143. Ломоносов М.В. Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии // Там же. С.105-108. Новиков Н.И. Сатирические журналы. Выдержки // Там же. С. 108-122. Указы Екатерины II (1762-1796) // Русская журналистика в документах: История надзора/ [Сост. О.Д. Минаева]; Под. ред. Б.И. Есина, Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2003. С.46-66. Фонвизин Д.И. Из журнала «Собеседник любителей российского слова // Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917); Учебно-методический комплект (Учебное пособие; Хрестоматия; Темы курсовых работ). 2-е изд. испр. – М.: Флинта: Наука, 2001. С. 122-124. Список литературы: Обязательная: Дмитриев С.С. Русская периодическая печать // Очерки русской культуры XVIII века. Часть вторая. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 323-355. Краснобаев Б.Н., Черная Л.А. Книжное дело // Там же. С.294-322. Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII - начала XIX века. Гл. II. Литература в контексте русской культуры XVIII века.// Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII - начало XIX века). – 2-е изд. – М.: Языки русской культуры, 2000. С. 83-159. Самарин А.Ю. Издательское дело, библиотеки и читатели в России второй половины XVIII столетия // Грани книжной культуры: Сборник научных трудов к юбилею НЦ исслед. истории кн. культуры / Сост. А.Ю. Самарин; отв. ред. В.И. Васильев. – М.: Наука. 2007. С. 89-98. Дополнительная: Лотман Ю.М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция // Из истории русской культуры. Т. V (XIX век). – 2-е изд. – М.: Языки русской культуры, 2000. С. 398-409. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М.: Мол. Гвардия, 1999. С.203-214.
27. Творческая личность в культуре XVIII в. Перечень проблем занятия: 1) Личность и наука в новое время в России 2) Личность и власть в эпоху Просвещения Контрольные вопросы: 1) Научные достижения просвещенного века. 2) Представления мыслящих людей второй половины XVIII в. о мире и природе. 3) Русские мыслители второй половины XVIII в о современной российской действительности, обществе, государстве, крепостничестве. 4) Идейные оппоненты Екатерины II Список источников: Брянцев А.М. Слово о связи вещей во вселенной … говоренное июня 30 дня 1790 года; Слово о всеобщих и главных законах природы… июня 30 дня 1799 года говоренное… // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века: В 2 т. М.: Госполитиздат, 1952. Т. 1. С. 363 – 393. Каверзнев А.А. О перерождении животных // Там же. Т. 1. С. 387-396. Поленов А.Я. О крепостном состоянии крестьян в России // Там же. Т. 2. С. 7-29. Поповский Н.Н. Речь, говоренная в начатии философских лекций при Московском университете гимназии ректором Николаем Поповским; Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества // Там же. Т. 1. С. 87- 101. Третьяков И.А. Слово о происшествии и учреждении университетов в Европе на государственных иждивениях; Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государств, как у древних, так и у нынешних народов // Там же. Т. 1. С. 336-352; 353-359. Фонвизин Д.И. Послание к моим слугам Шумилову Ваньке и Петрушке; Каллисфен; Опыт российского сословника; Всеобщая придворная грамматика; Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и оттого о зыблемом состоянии как империи, так и самих государей // Там же. Т. 2. С. 219-222; 223-233; 234-246; 247-252; 253-266. Список литературы: Обязательная: Живов В.М. Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение в России конца XVIII века // Из истории русской культуры // Из истории русской культуры. Т. IV. (XVIII - начало XIX века). – 2-е изд. – М.: Языки русской культуры, 2000. С. 657-683. Лотман Ю.М. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. С. 88-116. Моряков В.И. Поиск пути. Русская общественная мысль второй половины XVIII в. о государстве и обществе // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в./ Сост. С.В. Мироненко. - М.: Политиздат, 1991. – С. 221-253. Рогожин Н.М. Просветительство и историография во второй половине XVIII в // Историография истории России до 1917 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т / Под. ред М.Ю. Лачаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т. 1. С. 143-187. Дополнительная: Лотман Ю.М., Успенский Б.А. К семиотической типологии русской культуры XVIII века // Из истории русской культуры. Т. IV. (XVIII - начало XIX века). – 2-е изд. – М.: Языки русской культуры, 2000. С. 425-447. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М.: Мол. Гвардия, 1999. С. 203-214; 320-351.

Примерная тематика курсовых проектов (работ):

· Русское средневековое духовенство и религиозная культура повседневности: Труды С. Смирнова.

· В.В. Бычков и его представления о русской средневековой эстетике.

· Д.С. Лихачев: Концепция средневековой личности.

· Я.С. Лурье и его труды о русской средневековой культуре.

· Народная и смеховая культура в средневековой Руси (Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко).

· Честь и бесчестье: Русская культура в американской историографии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: