Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

№ п/п Наименование раздела дисциплины
1. Культура России: Проблемы, подходы и периодизация. Становление науки о культуре в России и россики в мировой науке Список литературы: 1а) Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. М., 1984. 360 с. 1б) Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». М., 1990. С. 3–124. 2) Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие для вузов. М., 1997. С. 5–225. Задания: 1) Прочитать текст 1а или 1б (на выбор студента) и текст 2. 2) Сравнить концепции авторов. Найти сходства и различия в их подходах. 3) Представить в виде таблицы периодизацию русской культуры X–XVII вв. 4) Подобрать и занести в таблицу по 5 памятников древнерусской культуры для каждого периода.
2. Древнерусское язычество как культурная проблема Список литературы: 1) Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.): Курс лекций. М.: Аспект-пресс, 1998. С 78–142, 226–282. 2) Петрухин В.Я. «Праздник» в средневековой Руси: К проблеме исторической специфики // Одиссей. 2005. С. 81–88. Задания: 1) Прочитать тексты 1 и 2. 2) Сравнить концепции язычества И.Н. Данилевского и В.Я. Петрухина, найти в них сходства и различия. 3) Подобрать ключевые слова для обоих текстов. 4) Ответить на вопрос, как воздействовало христианство на понимание языческих богов и языческого праздника в древней Руси.
3. Древнерусское христианство (X–XIV вв.) Список литературы: 1) Монашество, Православие, Раскол, Святой, Святые // Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. Л–С. М.: БРЭ, 1995. С. 148–166, 379–382, 434–452, 527–528. 2) Панченко А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура. Работы разных лет. СПб., 2008. С. 81–330. Задания: 1) Прочитать тексты 1 и 2. 2) Сравнить историю древнерусского православия в Энциклопедическом словаре и в концепции А.М. Панченко. Найти сходства и различия в их концепциях. 3) Ответить на вопрос: каковы особенности православия по сравнению с католицизмом в Средние века? 4) Ответить на вопрос, как влияло принятие христианства на развитие культуры русских земель.
4. Представления об обществе в русской средневековой культуре Перечень проблем занятия, контрольные вопросы, список источников и список литературы см.: Планы семинарских занятий (Тематические разделы, п. 4)
5. Имперский универсализм Московского царства (XV–XVI вв.) Список литературы: 1) Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI – XVII века / Под ред. В.В. Бычкова. М., 1996. 560 с., 152 с. ил. 2) Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. М., 1997. С. 200–315. Задания: 1) Прочитать в текстах 1 и 2 разделы, посвященные российской иконописи и храмовому строительству второй половины XV – XVI в. 2) Найти минимум пять признаков, которые говорят об имперской ориентации российского государственного искусства данного периода. Дать развернутое определение данным признакам. 3) Показать, как имперская художественная программа осуществлена в одном культурном памятнике (на выбор: собор Василия Блаженного, икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и т. д.). 4) Ответить на вопрос, как менялось представление о защите православия в России в ходе развития унийных процессов в европейском христианстве.
6. Святость и общество Перечень проблем занятия, контрольные вопросы, список источников и список литературы см.: Планы семинарских занятий (Тематические разделы, п. 6)
7. Империя и протонациональные идентичности в России (XVII в.) Список литературы: 1) Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века. Очерки истории. М., 1982. 288 с. 2) Седов П.В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII века. СПб., 2006. 604 с. Задания: 1) Прочитать тексты 1 и 2. 2) Найти отличия в концепциях Л.Н. Пушкарева и П.В. Седова. Определить, находят ли данные авторы предпосылки реформ в России XVII в.
8. Духовный раскол в русском средневековом обществе Перечень проблем занятия, контрольные вопросы, список источников и список литературы см.: Планы семинарских занятий (Тематические разделы, п. 8)
9. Древнерусское мировоззрение Список литературы: 1) Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва – Третий Рим» // Русское подвижничество. М., 1996. С. 464–501. 2) Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // Он же. Избранные статьи в трех томах. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 407–412. Задания: 1) Прочитать тексты 1 и 2. 2) Определить специфику подхода авторов к предметам исследований, каковы теоретические основы их концепций? 3) Ответить на вопрос, как соотносятся мирское и сакральное в географических и исторических объектах, с точки зрения древнерусских людей.
10. Социальные роли и правовая культура Список литературы: 1) Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. 2-е изд., исправл. и доп. СПб., 2009. С. 168–239. 2) Коллманн Н.Ш. Соединенные честью. Государство и общество в России раннего нового времени / Пер. с англ. А.Б. Каменский. М.: Древлехранилище, 2001. С. 271–365. Задания: 1) Прочитать тексты 1 и 2. 2) Найти сходства и отличия в концепциях «самодержавия» и «холопства» А.Л. Юрганова и Н.Ш. Коллманн. 3) Ответить на вопрос, какое место в формировании древнерусских социальных идеалов занимала «честь». 4) Предложить свой взгляд на вопрос, было ли московское самодержавие ограниченным.
11. Представления о власти в Средневековой Руси Перечень проблем занятия, контрольные вопросы, список источников и список литературы см.: Планы семинарских занятий (Тематические разделы, п. 11)
12. Идеология и церемониал Список литературы: 1) Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. 336 с. 2) Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. М., 1993. 208 с.: ил. Задания: 1) Прочитать тексты 1 и 2. 2) Найти сходства и отличия в подходах к символу в данных двух текстах 3) Предложить свое понимание проблемы древнерусской эмблематики. 4) Подобрать минимум пять аргументов из истории древнерусской эмблематики в пользу своего понимания социального значения символов.
13. Русский средневековый придворный быт и церемониал Перечень проблем занятия, контрольные вопросы, список источников и список литературы см.: Планы семинарских занятий (Тематические разделы, п. 13)
14. Демографическая культура, гендрные отошения, любовь, семья в древнерусской культуре Список литературы: 1) Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Айрис-пресс, 2005. С. 15–81. 2) «А се грехи злые, смертные...»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доинстриальной России (X – первая половина XIX в.): Тексты. Исследования / изд. подг. Н.Л. Пушкарева. М., 1999. 861 с. Задания: 1) Прочитать отрывки из монографий И.С. Кона и Е. Левин. 2) Найти сходства и отличия в подходах данных авторов к телесной культуре и древнерусской сексуальности. 3) Сравнить источники, на которые опираются оба автора. 4) Ответить вопрос, что считалось в русской культуре до появления «полового вопроса» в вопросах телесной жизни закрытым и необсуждаемым и почему. Привести минимум пять аргументов в пользу своей точки зрения.
15. Домашнее хозяйство и социальные роли в Средневековой Руси Перечень проблем занятия: 1) Домашний быт: особенности религиозной экономики. 2) Социальные роли и социальные конфликты в семейной жизни. Контрольные вопросы: 1) Каков образ идеального «домовитого» человека в Домострое? 2) Как распределяются в доме роли мужа, жены, домочадцев? 3) Существовало ли в хозяйстве половое неравенство (асимметрия)? 4) Кто кого спасает? Жена – мужа? Муж – жену? Домочадцы – родителей? и т. д. 5) Как формулируется в Домострое отношение к семейному насилию? Список источников: Домострой / Изд. подг. В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб.: Наука, 2001. С. 5–133. Список литературы: Колесов В.В. Домострой как памятник средневековой культуры // Домострой. С. 301–356. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: Невеста, жена, любовница (X – начало XIX в.). М.: Ладомир, 1997. С. 3–140.
16. Границы и фронтиры Российской империи в XVII–XVIII вв. Список литературы: 1) Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / Л. Вульф; пер. с англ. И. Федюкин. М.: НЛО, 2003. 549 с., [8] л. (Historia rossica). 2) Каменский А.Б. Россия в XVIII веке. М.: АСТ; Астрель, 2006. 190 с. (Cogito, ergo sum: «Университетская библиотека»). Задания: 1) Прочитать тексты 1 и 2. 2) Сравнить концепции язычества Л. Вульфа и А.Б. Каменского, найти в них сходства и различия. 3) Подобрать ключевые слова для обоих текстов. 4) Ответить на вопрос, как формировался образ «Восточной Европы» и как воздействовало на этот процесс территориальное расширение Российской империи.
17. Культура России в первой четверти XVIII в. Перечень проблем занятия, контрольные вопросы, список источников и список литературы см.: Планы семинарских занятий (Тематические разделы, п. 17)
18. Российское барокко Список литературы: 1) Вайгачев С.А. «Обмирщение» русской духовной культуры XVII века: Сущность процесса и его социокультурные истоки (к постановке вопроса) // Актуальные проблемы истории русской культуры: Сб. науч. тр. М.: Ин-т истории СССР, 1991. С. 42-58. 2) Очерки русской культуры XVII в.: В 2 ч. М., 1979. Ч. 2. С. 315-420. 3) Пушкарев Л.Н. Вопросы периодизации переломного этапа в развитии русской культуры XVII–XVIII веков // Русская культура в переходный период от Средневековья к Новому времени. М.: ИРИ РАН, 1992. С. 48-74. Задания: 1) Прочитать тексты 1, 2 и 3. 2) Как представлены в этих текстах тенденции секуляризации русской культуры? 3) Подобрать ключевые слова для обоих текстов. 4) Сравнить концепции С.А. Вайгачев и Л.Н. Панченко.
19. Россия на пороге Петровских реформ Список литературы: 1) Крижанич Ю. Политика / подгот. текста к печати В.В. Зеленина; пер. и коммент. А.Л. Гольдберга; под. ред. М.Н. Тихомирова. М., 1965. С. 415–505. 2) Панченко А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура. Работы разных лет. СПб.: Звезда, 2008. 544 с. 3) Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII – начала XIX в. М., 1983. С. 41–117. Задания: 1) Прочитать текст 1. Какой образ России представлен в «Политике» Ю. Крижанича? Как представляет автор перспективы развития страны? 2) Прочитать тексты 2 и 3. Сравнить концепции Б.И. Краснобаева и А.М. Панченко, найти в них сходства и различия. 3) Была ли готова Россия к Петровским реформам? Обосновать свой ответ на основе сравнения точек зрения А.М. Панченко и Б.И. Краснобаева.
20. Российская культура и Петровские преобразования Список литературы: 1) Феофан Прокопович. Сочинения / под. ред. и с предисл. И.П. Еремина. М.; Л., 1961. С. 137–210. 2) Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951. С. 298–360. Задания: 1) Прочитать тексты 1 и 2. 2) Проанализировать представления Феофана Прокоповича и И.Т. Посошкова о соотношении власти и общества в России. 3) Какие реформы предложены публицистами? Как соотносится «старина» и «новины» в их концепциях?
21. «Просвещенный абсолютизм» и культура России в 60-е – 90-е гг. XVIII века Перечень проблем занятия, контрольные вопросы, список источников и список литературы см.: Планы семинарских занятий (Тематические разделы, п. 21)
22. Культура и власть в России XVIII в. Список литературы: 1) Анисимов Е.В. Петр Первый: Рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в./ Сост. С.В. Мироненко. М.: Политиздат, 1991. С. 186-221. 2) Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: Сравнительное историческое исследование. М.: Текст, 1994. 307 с. 3) Живов В.М. Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение в России конца XVIII века // Из истории русской культуры. Т. IV. (XVIII - начало XIX века). 2-е изд. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 657–683. Задания: 1) Прочитать тексты 1, 2 и 3. 2) Сравнить концепции абсолютизма Е.В. Анисимова, В.М. Живова и А.Н. Медушевского, найти в них сходства и различия. 3) Как понимают авторы процессы становления абсолютизма в России? 4) В чем сходства и различия европейского и российского опыта построения абсолютной монархии?
23. Новации в Просвещении: образовательные реформы второй половины XVIII века Перечень проблем занятия, контрольные вопросы, список источников и список литературы см.: Планы семинарских занятий (Тематические разделы, п. 23)
24. Реформы в области просвещения в России XVII–XVIII вв. Список литературы: 1) Генеральное учреждение о воспитании в России обоего пола юношества // ПСЗ I. Т. XVI. № 12103, 22 марта 1764 г. 2) О воспитании благородных девиц в Санкт - Петербурге при Воскресенском Новодевичьем монастыре // ПСЗ I. Т. XVI. № 12154, 5 мая 1764 г. 3) Устав народных училищ // ПСЗ I. Т. XXII. № 16421, 5 августа 1786 г. 4) Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства: XVIII- начало XIX в. СПб., 1994. С. 217–350. Задания: 1) Прочитать тексты 1, 2, 3. Провести анализ понятий «воспитание», «иждивение», «добродетель». 2) Какие еще понятия характерны для законодательства в области образования в правление Екатерины II. Как эти понятия связаны с политическими идеалами просветителей? 3) Прочитать текст 4. Какие культурные коды отражены в уставах о воспитании и народном образовании? Как интерпретирует Ю.М. Лотман концепт образованного человека?
25. Книгоиздательство и журналистика как вид культурной деятельности Перечень проблем занятия, контрольные вопросы, список источников и список литературы см.: Планы семинарских занятий (Тематические разделы, п. 25)
26. Формирование культурного самосознания сословий в России XVIII в. Поиск альтернатив Список литературы: 1) Артемьева Т.В. Русская историософия XVIII века. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. 112 с. 2) Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. 446 с. 3) Кантор В.К., Киселева М.С. Становление русского дворянства и начало русского Просвещения // Екатерина Великая: Эпоха Российской истории /Отв. ред. Т.В. Артемьева. СПб., 1996. С. 72-76. 4) Комиссаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. М., 1990. 202 с. Задания: 1) Прочитать тексты 1, 2, 3, 4. 2) В чем основные культурные отличия формирования сословий и социальных групп в России XVIII в.? 3) Есть ли различие в культурных кодах и исторической памяти податных и привилегированных социальных групп? 4) Как сословия видели свое будущее в XVIII в.?
27. Творческая личность в культуре XVIII в. Перечень проблем занятия, контрольные вопросы, список источников и список литературы см.: Планы семинарских занятий (Тематические разделы, п. 27)
28. Идейно-художественная жизнь в России XVIII в. Список литературы: 1) Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 1997. 687 с. 2) Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М.: Просвещение, 1987. 319 с. 3) Моряков В.И. Из истории эволюции общественно-политических взглядов просветителей конца XVIII в.: Рейналь и Радищев. М., 1981. 224 с. Задания: 1) Прочитать тексты 1, 2, 3. Сформулируйте их основные концептуальные положения. 2) На какие факторы русской культуры в большей мере обращает внимание каждый из этих исследователей? 3) Подберите ключевые слова для данных текстов. 4) Какие идеи и каким образом воплощались в российских художественных объектах XVIII в.?

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Дисциплина «Культура России до конца XVIII в. » полностью обеспечена учебными и учебно-методическими печатными и электронными изданиями, научной литературой и периодикой.

а) основная литература.

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI–XVII века / В.В. Бычков. – 2-е изд. М.: Мысль, 1995. 637 с.: ил., фронт. РГГУ: 8 экз., есть др. издания.

Вайгачев С.А. «Обмирщение» русской духовной культуры XVII века: Сущность процесса и его социокультурные истоки (к постановке вопроса) // Актуальные проблемы истории русской культуры: Сб. науч. тр. М.: Ин-т истории СССР, 1991. С. 42-58.

Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / Л. Вульф; пер. с англ. И. Федюкин. М.: НЛО, 2003. 549 с., [8] л. (Historia rossica).

Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. 446 с.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.): курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов / И.Н. Данилевский. М.: Аспект Пресс, 1998. 398 с.: ил. (Программа «Высшее образование»). РГГУ: 80 экз., есть др. издания.

Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII – XIV вв.): курс лекций / И.Н. Данилевский. М.: Аспект Пресс, 2001. 389 с. РГГУ: 39 экз., есть др. издания.

Зезина М.Р. История русской культуры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» / М.Р. Зезина, Л.В. Кошман, В.С. Шульгин. М.: Высш. шк., 1990. 431 с. РГГУ: 8 экз., есть др. издания.

Каменский А.Б. Россия в XVIII веке. М.: АСТ; Астрель, 2006. 190 с. (Cogito, ergo sum: «Университетская библиотека»).

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: учеб. пособие для вузов / И.В. Кондаков. М.: Аспект Пресс, 1997. 686 с. (Программа «Высшее образование»). РГГУ: 6 экз.

Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII – начала XIX в. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. 223 с.

Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М.: Просвещение, 1987. 319 с.

Крижанич Ю. Политика / подгот. текста к печати В.В. Зеленина; пер. и коммент. А.Л. Гольдберга; под. ред. М.Н. Тихомирова. М., 1965.

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси / Д.С. Лихачев. М.: Наука, 1970. 178 с., 24 л. ил. РГГУ: 2 экз., есть др. издания.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства: XVIII- начало XIX в. СПб., 1994.

Муравьев А.В. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв.: кн. для учителя / А.В. Муравьев, А.М. Сахаров. – 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1984. 334, [1] с. РГГУ: 1 экз.

Очерки русской культуры XIII–XV веков / редкол. А.В. Арциховский (гл. ред.) и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. Ч. 1–2.

Очерки русской культуры XVI века / редкол. А.В. Арциховский (гл. ред.) и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. Ч. 1–2.

Очерки русской культуры XVII в.: В 2 ч. М., 1979.

Панченко А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура. Работы разных лет. СПб.: Звезда, 2008. 544 с.

Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951.

Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X – начало XIX в.) / Н.Л. Пушкарева, Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии. М.: Ладомир, 1997. 381 с. РГГУ: 5 экз.

Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI–XIII вв / Б.А. Романов; отв. ред. Н.Е. Носов; АН СССР, Ленингрю отд-ние Ин-та истории. – 2-е изд. М.; Л.: Наука, 1966. 239 с., [1] л. фронт. портр. РГГУ: 3 экз, есть 1-е изд. (2 экз.).

Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва – Третий Рим» // Русское подвижничество. М.: Наука, 1996. 571 с., [4] л. фот.: рис., фронт. портр. С. 464–501. РГГУ: 3 экз.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси / Г.П. Федотов. М.: Моск. рабочий, 1990. 268, [2] с.: ил., фронт. РГГУ: 2 экз, есть др. издания.

Феофан Прокопович. Сочинения / под. ред. и с предисл. И.П. Еремина. М.; Л., 1961.

Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI – XVII века / Т.Б. Баранова, И.А. Бондаренко, И.Л. Бусева-Давыдова; под ред. В.В. Бычкова. М.: Ладомир, 1996. 560 с., 152 с. ил., фронт. РГГУ: 1 экз.

Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: учеб. пособие для студентов вузов / В.Д. Черный. М.: ВЛАДОС, 1997. 430 с., [8] л. цв. ил.: ил. РГГУ: 1 экз.

Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры / А.Л. Юрганов. М.: МИРОС, 1998. 447 с., [8] л. цв. ил. (Программа «Высш. образование»). РГГУ: 61 экз.

б) дополнительная литература

Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси: Антология / Американский совет по сотрудничеству в области образования и изучения языков; Самарский государственный университет; сост. Дж. Маджеска; пер. с англ. З.Н. Исидоровой. Самара: Самарский университет, 2001. 284 с.

Артемьева Т.В. Русская историософия XVIII века. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. 112 с.

«А се грехи злые, смертные...»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доинстриальной России (X – первая половина XIX в.): Тексты. Исследования / изд. подг. Н.Л. Пушкарева. М.: Ладомир, 1999. 861 с.

Алексеев А.И. Под знаком конца времен: Очерки русской религиозности конца XIV – начала XVI вв / А.И. Алексеев. СПб.: Алетейя, 2002. 350 с.

Анисимов Е.В. Петр Первый: Рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в./ Сост. С.В. Мироненко. М.: Политиздат, 1991.

Белова О.В. Фольклор и книжность: миф и исторические реалии / О.В. Белова, В.Я. Петрухин; отв. ред. С.М. Толстая; Ин-т славяноведения РАН. М.: Наука, 2008. 263 с.

Живов В.М. Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение в России конца XVIII века // Из истории русской культуры. Т. IV. (XVIII - начало XIX века). 2-е изд. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 657–683.

История русской архитектуры: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Архитектура» / В.И. Пилявский, Т.А. Славина, Т.А. Тиц и др. – 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Стройиздат. С-Петерб. отд-е, 1994. 600 с.: ил.

Кантор В.К., Киселева М.С. Становление русского дворянства и начало русского Просвещения // Екатерина Великая: Эпоха Российской истории /Отв. ред. Т.В. Артемьева. СПб., 1996. С. 72-76.

Коллманн Н.Ш. Соединенные честью. Государство и общество в России раннего нового времени / Н.Ш. Коллманн; пер. с англ. А.Б. Каменский. М.: Древлехранилище, 2001. 461 с.

Комиссаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. М., 1990. 202 с.

Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке / И.С. Кон. – 3-е изд., испр. и доп. М.: Время, 2010. 606 с.

Леонтьева Г.А. Ключи к тайнам Клио: Палеография. Метрология. Хронология. Геральдика. Нумизматика. Ономастика. Генеалогия: кн. для учащихся и студентов / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин. М.: Просвещение, 1994. 284, [1] с., [8] л. ил.: ил., факс.

Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики / А.Ф. Литвина, Ф.Б. Успенский; Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения, Науч. центр славяно-герм. исслед. М.: Индрик, 2006. 904 с., табл. (Труды по филологии и истории. Именослов. Имя (филология имени собственного)).

Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко. Л.: Наука, 1984. 294 с., [2] л., ил.

Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // Он же. Избранные статьи в трех томах. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. С. 407–412.

Лурье Я.С. Две истории Руси XV в.: Ранние и поздние независимые и официальные летописи об образовании Московского государства / Я.С. Лурье. СПб., 1994. 240 с., ил.

Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: Сравнительное историческое исследование. М.: Текст, 1994. 307 с.

Моряков В.И. Из истории эволюции общественно-политических взглядов просветителей конца XVIII в.: Рейналь и Радищев. М., 1981. 224 с.

Мусин А.Е. Церковная старина в современной России. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010. 456 с., ил.

Мюллер Л. Понять Россию: историко-культурные исследования / Л. Мюллер; авториз. пер. с нем.; сост. Л.И. Сазонова; под общ. ред. А.Б. Григорьева, Л.И. Сазоновой; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького Рос. акад. наук. М., 2000. 431 с., [1] л. фронт. портр.

Петрухин В.Я. «Праздник» в средневековой Руси: К проблеме исторической специфики // Одиссей. 2005. С. 81–88.

Плигузов А.И. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия / А.И. Плигузов. М.: Индрик, 2002. 415 с.: ил.

Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства / М.Б. Плюханова. СПб.: Акрополь, 1995. 334 с.

Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль России: Вторая половина XVII века: Очерки истории / Л.Н. Пушкарев. М.: Наука, 1982. 286, [1] с.: факс.

Пушкарев Л.Н. Вопросы периодизации переломного этапа в развитии русской культуры XVII–XVIII веков // Русская культура в переходный период от Средневековья к Новому времени. М.: ИРИ РАН, 1992. С. 48-74.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков; АН СССР, Отд-ние истории, Ин-т археологии. М.: Наука, 1988. 782 с., [2] л. цв. ил.: рис.

Седов П.В. Закат Московского царства: царский двор конца XVII века / П.В. Седов; Рос. акад. наук, С.-Петерб. ин-т истории. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 603 с., [4] л. ил.: ил.

Симонов Р.А. Проблемы истории астрологии в России // Естественнонаучная мысль Древней Руси: Избранные труды. М., 2001. С. 331–344.

Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV – XVI вв.). М.: Индрик, 1998. 410, 4 с., [4] л. ил.

Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. М., 1993. 208 с.: ил.

Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России: (византийская модель и ее русское переосмысление) / Б.А. Успенский. М.: Яз. рус. культ, 1998. 676 с.

Флоря Б.Н. Иван Грозный / Б.Н. Флоря. – 4-е изд. М.: Молодая гвардия, 2009. 403 с., 13 л. ил.

Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник / Б.Н. Флоря. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007. 528 с.

Формозов А.А. Русские археологи в период тоталитаризма. Историографические очерки / А.А. Формозов. – 2-е изд., доп. М.: Знак, 2006. 342 с.

Хорошев А.С. Политическая история русской колонизации (XI – XVI вв.) / А.С. Хорошев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 206 с.

Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности / А.Л. Хорошкевич. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 95 с., ил.

Успенский Б.А. Царь и Бог // Он же. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. С. 110–218.

Юзефович Л.А. «Как в посольских обычаях ведется…» Русский посольский обычай конца XV – начала XVII в. М.: Международные отношения, 1988. 216 с.

в) программное обеспечение. Имеется необходимое программное обеспечение.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

По основным разделам курса имеются информационные порталы и обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).

Планы семинарских занятий

Пояснительная записка

Семинарские занятия по дисциплине «Культура России до конца XVIII в.» предназначены для освоения и закрепления основных проблем, понятий, методов и фактического материала данного курса.

Цель семинаров в том, чтобы сформировать у студентов глубокое понимание русской культуры, способность самостоятельно интерпретировать древнерусские культурные реалии: артефакты, тексты, визуальные объекты, жестикулярные практики, культурные коды. Достижение данной цели позволит развить у студента компетенции ОК-1, ОК-5, ОК-11, ПК-1, ПК-11, ПК-15.

Семинарские занятия проходят в форме открытых дискуссий по общим проблемам и частным вопросам, список которых студенты получают заблаговременно вместе с перечнем литературы к семинару и инструкцией по работе над заданиями (см. в описании СРС).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: