Руководство Пророка относительно молитвы

1) Его руководство относительно начала молитвы и чтения Корана в молитве:

1. Когда он вставал на молитву то произносил اللهُ أكْبَرُ (Аллах Превелик!), не произнося до этого ничего другого, и никогда не произносил намерение вслух.

2. Вместе с этим он поднимал руки до уровня плеч или до уровня кончиков ушей, держа пальцы врозь и направив ладони в сторону к ' иблы (в направлении Ка ' абы), а затем возлагал правую руку на левую.

3. Иногда он начинал молитву со следующего ду ' а (мольбы):

اللَّهُمَّ بَاعِدْ بَيْنِي وَبَيْنَ خَطَايَايَ كَمَا بَاعَدْتَ بَيْنَ المَشْرِقِ والـمَغْرِبِ, اللَّهُمَّ اغْسِلْنِي مِنْ خَطَايَايَ بالماءِ والثَّلْجِ والْبَردِ, اللَّهُمَّ نَقِّنِي مِنَ الذُّنُوبِ والخَطَايَا كَمَا يُنَقَّى الثَّوْبُ الأَبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ.

«О Аллах, отдали меня от моих грехов, как ты отдалил восток от запада. О Аллах, омой меня от моих грехов снегом, водой и градом. О Аллах, очисти меня от грехов и прегрешений, как очищают белую одежду от грязи»[11].

Иногда начинал мольбой: وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاواتِ والأرْضَ حَنِيفًا مُسْلِمًا وَمَا أَنَا مِنَ المُشْرِكِينَ, إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي للهِ رَبِّ العَالَمِينَ, لَا شَرِيكَ لَهُ, وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ, وَأَنَا أَوَّلُ المُسْلِمِيْنَ

«Я обратил своё лицо к Тому, кто создал небеса и землю, будучи покорным, поклоняющимся единому Аллаху, и я не отношусь к многобожникам. Поистине, моя молитва, моё жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть принадлежат Аллаху, Господу миров, у которого нет сотоварищей; это мне было велено, и я первый из покорившихся»[12].

4. После ду ' а он говорил: أَعُوذُ باللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ «Прибегаю к Аллаху от зла проклятого, побиваемого камнями шайтана», а затем читал суру «Фатиха».

5. Он делал два раза небольшую остановку. Он делал остановку между (такбиратуль ихрам)[13] и чтением Корана, а насчёт второй остановки есть разногласия среди учёных: передано, что он делал это после чтения суры «Фатиха», так же передано, что перед (поясным поклоном).

6. После чтения «Фатихы», он приступал к чтению какой-либо другой суры. Иногда он удлинял чтение, а иногда читал коротко в силу обстоятельств, будучи в пути или по какой-либо другой причине. Но в большинстве случаев его чтение было средней продолжительности.

7. На утреннюю молитву он читал от 60 до 100 аятов. Он читал такие суры как «Пещера», «Рум», «Скручивание», читал «Землетрясение» в обоих ракатах, а также читал (две последние суры), будучи в пути. Однажды он начал читать суру «Верующие» и в первом ракате, когда дошёл до упоминания Мусы и Харуна (мир им) у него случился приступ кашля, и он ушёл в поясной поклон.

8. На пятничную молитву, он читал суры «Земной поклон» и «Человек».

9. Что же касается полуденной молитвы, то он ее иногда продлевал. В молитве аср (предвечерняя молитва), если он продлевал чтение, то продлевал ее на половину продолжительности полуденной молитвы, а если читал коротко, то это составляло длину молитвы зухр.

10. Что касается вечерней молитвы, то однажды он прочёл суру «Гора», а однажды суру «Посылаемые».

11. В молитве ' иша (ночной молитве) он прочёл суру «Смоковница», рекомендовал Му ' азу читать суры «Солнце», «Всевышний», «Ночь» и подобные им суры, и порицал чтение им суры «Корова».

12. Его обыкновением было читать суру полностью, иногда он читал её в обоих ракатах, иногда читал начало суры, но чтение конца суры или её середины от него не передано.

Что же касается чтения двух сур в одном ракате, то он делал это в дополнительных молитвах. Он редко читал одну и ту же суру в двух ракатах. Он не читал какую-то определенную суру в какой-либо определенной молитве, кроме как в пятничной и двух праздничных молитвах.

13. Целый месяц в утренней молитве, после поясного поклона, он читал ду ' а к ' унут, а затем оставил это. Он читал к ' унут в силу определенных обстоятельств, а когда трудности проходили, он оставлял его. Его обычаем было читать к ' унут при бедствиях, и он читал его не только в утренних молитвах.

2) Его руководство относительно способа совершения молитвы:

1. Во всех молитвах он читал первый ракаат дольше, чем второй.

2. Когда он заканчивал чтение, останавливался, чтобы перевести дух, затем поднимал руки, произнося такбир, и уходил в поясной поклон и возлагал ладони на колени, будто сжимая их. Он отодвигал и расставлял свои локти в стороны от боков и распрямлял свою спину и держал её ровно. Он устойчиво стоял в таком положении и не опускал голову слишком низко (т.е. его голова не свисала) и не поднимал её слишком высоко, а держал наравне со спиной.

3. В поясном поклоне он иногда говорил: سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ «Пресвят мой великий Господь»[14],

а иногда سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ رَبَّنَا وَبِحَمْدِكَ، اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي «О Аллах, наш Господь, Свят Ты и достоин хвалы. О Аллах прости меня»[15], также он говорил: سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّ المَلائِكَةِ والرُّوحِ

«Славен и Пресвят Господь ангелов и Джибрила»[16].

4. Его обычный поясной поклон был продолжительностью равной десяти тасбихам (тасбих – восславление Аллаха), продолжительность земного поклона была такой же. Иногда он пребывал в поясном и земном поклоне в продолжительность равной стоянию, но он это делал редко, только во время ночной молитвы, а в большинстве случаев его обычаем было средняя равномерная молитва.

5. Он поднимал голову из поясного поклона, поднимая руки, произнося: سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

«Аллах слышит, того кто воздает Ему хвалу»[17], и выравнивал спину. Также он выравнивал спину, когда поднимался из земного поклона. Он говорил: «Не действительна молитва человека, который не выпрямил спину, после поясного и земного поклона»[18].

Когда он выпрямлялся после поясного поклона, говорил رَبَّنَا وَلَكَ الحَمْد, иногда رَبَّنَا لَكَ الحَمْدُ, а иногда اللَّهُمَّ رَبَّنَا لك الحَمْد «Вся хвала принадлежит Тебе, о наш Господь!»

6. Он стоял после поднятия из руку ' время равное его стоянию в руку '. Выпрямившись после руку ', он так же говорил: اللَّهُمَّ رَبَّنَا وَلَكَ الحَمْدُ مِلْءَ السَّمَاوَاتِ وَمِلْءَ الأَرْضِ, وَمِلْءَ مَا بَيْنَهُمَا, وَمِلْءَ مَا شِئْتَ مِنْ شَيءٍ بَعْدُ, أَهْلَ الثَّنَاءِ وَالمجدِ, أَحَقُّ مَا قَالَ الْعَبْدُ, وَكُلُّنَا لَكَ عَبْدٌ, لَا مَانِعَ لِمَا أَعْطَيْتَ وَلَا مُعْطِيَ لِمَا مَنَعْتَ، وَلَا يَنْفَعُ ذَا الجَدِّ مِنْكَ الجدُّ

«Господь наш, хвала Тебе, и пусть она наполнит собой небеса, землю, и то, что находится между ними, и то, что ещё Ты пожелаешь. Ты достоин восхваления и прославления. Все мы - рабы Твои, а самым правильным из того, что может сказать раб, являются слова: «О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным окажется перед Тобой могущество могущественного»[19].

7. После этого он произносил такбир и падал ниц, делал земной поклон. При этом он не поднимал руки. Он сначала опускал колени, а затем руки, а затем лоб и нос, при этом его лоб прикасался к земле без головного убора, и головной убор не мешал прикасаться лбу к земле. В основном он делал земной поклон на голой земле, а также на воде, глине, на маленьком коврике из волокон, используемом только для того, чтобы молящийся мог положить на неё своё лицо, на обычной подстилке из пальмовых веток и на обделанном меху.

8. При земном поклоне его лоб и нос плотно прикасались к земле. Его руки были отдалены от боков, он раздвигал их настолько, что были видны его подмышки.

9. Он ставил руки на уровне плеч и ушей. Земной поклон он делал не слишком далеким, и не слишком близким. Кончики пальцев его ног были направлены в сторону к ' иблы, его ладони и пальцы рук были распростерты, они не были сильно раздвинуты или сильно сжаты.

10. В земном поклоне он говорил: سُبْحَانَكَ اللهُمَّ رَبَّنَا وبِحَمْدِكَ, اللَّهُمَّ اغْفِرْلِي

«Безупречен Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!»[20],

он так же говорил: سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّ المَلَائكةِ والرُّوحِ «Преславный, Пресвятой, Господь ангелов и Духа!»[21].

11. После этого он поднимал голову, произнося такбир и не поднимая рук, затем он простирал свою левую ногу по земле, подгибая её под себя, и усаживался на неё, поставив вертикально ступню правой ноги (сидение ифтираш). Он ставил руки на бёдра так, что кончики пальцев прикасались к коленьям, два пальца правой руки он сжимал в круг и поднимал один палец и двигал им, и произносил следующий дуа: اللَّهُمَّ اغْفِرْ لي, وارْحَمْنِي, وَاجْبُرنِي, وَاهْدِنِي, وَارْزُقْنِي

«О Аллах, прости меня и помилуй, дай мне силы, возвысь меня, наставь меня на прямой путь, даруй мне прощение и средства к существованию!»[22].

12. В этом положении он находился столько же, сколько в земном поклоне.

13. Затем он поднимался на ноги, опираясь на бёдра. Поднявшись, он начинал чтение Корана и не делал паузы как в начале молитвы. Он совершал второй ракаат, точно также как и первый, за исключением четырех отличий: пауза, ду ' а истифтах, такбиратул ихрам и продолжительность чтения (первый ракаат был длиннее, чем второй, но иногда он продлевал и второй до тех пор, пока не затихали шаги опоздавших).

14. Когда он садился на ташаххуд, он возлагал левую руку на левое бедро, а правую руку на правое бедро и поднимал указательный палец правой руки. Не поднимал его слишком высоко и не слишком опускал его, а слегка сгибал и двигал им. Мизинец и безымянный палец он сжимал в кулак, средний и большой палец сжимал в кольцо, а свой взор направлял на указательный палец.

15. В этом положении он всегда произносил ташаххуд и обучал своих сподвижников произносить его

التَّحِيَّاتُ للهِ وَالصَّلَواتُ والطَّيِّبَاتُ, السَّلَامُ عَلَيْكَ أَيُّها النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللهِ وبَرَكَاتُهُ, السَّلَامُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللهِ الصَّالِحِينَ, أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ, وأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ.

«Приветствия и молитвы, и все благие слова – Аллаху! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник»[23].

Он читал ташаххуд быстро, так как будто бы он сидел на раскаленном камне. Он поднимался с ташаххуда усилиями ступней и коленей, опираясь на бёдра. Здесь он поднимал руки. Затем он читал только суру «Фатиха». Но иногда и в последних двух ракаатах он читал какую-нибудь суру кроме «Фатихи».

16. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) садился на последний ташаххуд в положении таваррук: он садился на землю на ягодицы, верхняя часть его левого бедра находилась на земле, а обе ступни были высунуты с одной (т.е. с правой) стороны[24].

Иногда он просовывал свою левую ступню под бедро и голень правой ноги и ставил вертикально ступню своей правой ноги, а порой простирал и её на землю.

Он возлагал правую руку на своё правое бедро, сжимал 3 пальца и поднимал указательный палец.

Он произносил ду ' а:

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ, وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَسِيْحِ الدَّجَّالِ, وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتنَةِ المحيَا والمماتِ, اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ المأثَمِ والمَغْرَمِ

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы, и я прибегаю к Твоей защите от искушений Даджала и я прибегаю к Твоей защите от искушений жизни и смерти. О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от греха[25] и от долга»[26].

После этого он давал салам (приветствие – السلامُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللهِ (мир вам и милость Аллаха)) направо и налево.

17. Он велел совершающему молитву сделать перед собой сутрой (преградой) хотя бы стрелу или палку. Будучи в пути, в открытой местности он водружал копье и молился перед ним, оно служило ему сутрой. Иногда ставил перед собой верховое животное, а иногда ставил его седло.

18. Если он молился перед стеной, то оставлял между собой и стеной место достаточное для прохода одного барана и не отдалялся далеко от нее, а приказывал держаться близко к сутре.

3) Его действия во время молитвы:

1. Во время молитвы он не оглядывался по сторонам.

2. Он не закрывал глаза во время молитвы.

3. Когда он стоял в молитве, он склонял свою голову. Он приступал к молитве и хотел продлить ее, он слышал плач ребенка во время молитвы и укорачивал её, боясь принести страдания его матери.

4. Он совершал обязательную молитву, посадив свою внучку себе на шею. Когда он стоял то поднимал ее, когда делал руку ' и саджда, то опускал ее на землю.

5.Когда он молился, его внуки Хасан и Хусейн залезали ему на спину, и он продлевал саджда, не желая уронить их.

6. Когда он молился, приходила Аиша, и он открывал для нее двери, не прерывая молитву, затем возвращался на свое место и продолжал молитву.

7. Совершая молитву, он отвечал на приветствие, поднятием руки.

8. Во время молитвы при нужде он вздыхал, плакал во время нее и кашлял.

9. Он иногда молился без обуви, а иногда в ней и повелевал совершать молитву в обуви вопреки иудеям.

10. Иногда он молился в одной одежде, а иногда, и это было в большинстве случаев, в двух одеждах.

4) Его руководство относительно того, что он делал после молитвы:

1. После приветствия он трижды просил прощения грехов, затем говорил:

اللَّهُمَّ أَنْتَ السَّلامُ وَمِنْكَ السَّلَامُ تَبَارَكْتَ يَا ذَا الجَلالِ والإِكْرَامِ

«О Аллах, Ты - Мир (Салам - одно из имён Аллаха, указывающее на свободу от каких бы то ни было недостатков) и от Тебя мир (т.е. Ты избавляешь от любых бед и недостатков), благословен Ты, о Обладатель величия и Почитаемый!»[27].

Он оставался сидеть, обратившись в сторону к ' иблы отрезок времени равный произнесению этих дуа, затем он быстро поворачивался в сторону молящихся за ним. Он поворачивался к ним и через правую сторону и через левую.

2. Закончив утреннюю молитву, он оставался сидеть на своем месте до восхода солнца.

3. После каждой обязательной молитвы он говорил:

لَا إلهَ إلَّا اللهُ, وَحدَهُ لَا شَرِيْكَ لَهُ, لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شيءٍ قَدِيرٌ, اللَّهُمَّ لَا مانعَ لِمَا أَعْطَيْتَ, وَلَا مُعْطِيَ لِمَا مَنَعْتَ ولا يَنْفَعُ ذَا الجَدِّ مِنْكَ الجَدِّ

«Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала. Он над всякой вещью мощен! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется могущество обладающего могуществом»[28].

لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ, وَلَا نَعْبُدُ إِلَّا إياهُ, لَهُ النِّعْمَةُ وَلَهُ الفَضْلُ, وَلَهُ الثَّنَاءُ الْحَسَنُ, لَا إلهَ إلَّا اللهُ, مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ

«Нет бога, кроме Аллаха, не поклоняемся никому, кроме Аллаха! Он оказывает благодеяния, Он обладает высшими достоинствами и Ему достойная похвала! Нет бога, кроме Аллаха, и мы искренны в религии перед Ним, даже если это и не нравится неверным»[29].

4. Он побуждал свою умму после каждой обязательной молитвы произносить по 33 раза سبحانَ اللهِ (пречист Аллах!), الحمدُ للهِ (хвала Аллаху!), اللهُ أكبرُ (Аллах превелик!) и дополнить до ста произнесением: لا إلهَ إلَّا اللهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيْكَ لَهُ, لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَديرٌ

(Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он над всякой вещью мощен!).

5) Его наставления относительно дополнительных молитв и ночного стояния:

1. Он совершал общепринятые сунны и дополнительные намазы, которые делаются без какой-либо причины у себя дома, особенно сунну маг ' риба. Он постоянно совершал десять ракаатов сунны, если он не был в пути: 2 ракаата до зухра и 2 после, 2 ракаата после маг ' риба, 2 ракаата после ночного и 2 ракаата до фаджра.

3. Строже всего из всех дополнительных молитв он соблюдал сунну фаджра и не оставлял ее и уитр, ни дома, ни в пути, и не передано, что он совершал в пути другие сунны.

4. После сунны фаджра он ложился на правый бок.

5. Иногда он совершал до зухра 4 ракаата. Когда он пропустил 2 ракаата после зухра, то восполнил ее после асра.

6. В большинстве случаев он совершал ночную молитву стоя, иногда он молился сидя, а иногда читал суру сидя, а незадолго до её окончания, поднимался и завершал чтение, стоя, после чего совершал руку '.

7. Он совершал 8 ракаатов, давая салам после каждых 2 ракаатов. Затем он совершал 5 ракаатов уитра, садясь на ташаххуд только на последнем ракаате. Или же совершал 9 ракаатов витра, садясь на ташаххуд только в 8-м ракаате, затем, не давая салам, поднимался на 9-й ракаат, в котором читал ташаххуд и давал салам, после того как он давал салам совершал 2 ракаата, или же совершал витр 7 ракаатов подобно тому как он совершал упомянутые девять ракаатов, а затем совершал 2 ракаата сидя.

8. Он совершал уитр в начале, в середине и в конце ночи. Он сказал: «Пусть последней вашей молитвой в ночь будет витр»[30].

9. Он совершал 2 ракаата после витра сидя, а иногда читал Коран, сидя и вставал, перед тем как пойти на руку '.

10. Когда его одолевал сон или боль, то он совершал 12 ракаатов днем.

11. Иногда он выстаивал ночную молитву, читая один и тот же аят, повторяя его до самого утра.

12. Он иногда читал ночную молитву про себя, а иногда вслух, иногда продлевая молитву, а иногда облегчая ее.

13. В уитре он читал суры «Всевышний», «Неверующие» и «Очищение веры». После приветствия он говорил: سبحان الملك القدوس

«Пречист Святой, Царь судного дня!»[31] 3 раза, на третий раз протяжно и поднятым голосом.

3- Руководство Пророка относительно пятницы: [32]

1. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) почитал и особо выделял несколькими особенностями день пятницы: полным омовением, надеванием в этот день лучшей одежды, учащением приветствия Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и велел прислушиваться к пятничной хутбе (проповеди).

2. Когда собирался народ, он выходил к ним, приветствовал их и поднимался на минбар, обращал к ним своё лицо, приветствовал их и садился. После этого Биляль приступал к азану (к призыву к молитве). Сразу же после завершения азана, без какой-либо паузы он вставал и начинал хутбу. До того как ему сделали минбар (кафедру), он проводил хутбу опираясь на лук или палку.

3. Он давал хутбу стоя, затем он ненадолго присаживался, вставал и приступал ко второй хутбе.

4. Он велел садиться к нему ближе и молча и внимательно слушать хутбу. Он объяснил одному человеку, что если он скажет своему соседу: «Молчи!», то это будет являться пустословием, а кто пустословил во время пятничной молитвы, тому нет награды.

5. Когда он вёл хутбу, его глаза краснели, голос повышался, его гнев усиливался, будто бы он оповещал о наступлении какого-либо войска.

6. В течении хутбы он говорил أما بعدُ (А затем…). Его проповедь была краткой, а молитва долгой.

7. В своей хутбе он обучал своих сподвижников основам ислама и шари ' ата (исламского права), приказывал им одобряемое или же запрещал порицаемое.

8. Он прерывал свою хутбу по причине возникшей потребности или ради удовлетворения нужды просящего его об этом, а затем он возвращался к своей хутбе и доканчивал ее. Иногда он при необходимости спускался с минбара, а затем поднимался обратно. В своей хутбе он приказывал сподвижникам решать насущные вопросы, если видел среди них лишённых, нуждающихся в помощи, то велел делать подаяния и побуждал людей к садак ' а.

9. Когда он упоминал имя Аллаха во время хутбы, то поднимал указательный палец вверх. Если была засуха, то он просил дождь во время хутбы. После завершения пятничной молитвы, он заходил к себе домой и совершал 2 ракаата сунны и повелевал тем, кто совершил пятничную молитву после нее совершить 4 ракаата сунны.

4- Руководство Пророка относительно праздничных молитв [33].

1. Он совершал праздничные молитвы в специальном месте совершения этих молитв (которое находилось у восточного входа в Медину – пер.), одевал для этого самую красивую свою одежду.

2. Прежде чем выйти на ' ийдул–фитр (праздничную молитву по окончанию рамадана), он ел нечетное количество фиников, а перед ' ийдул–адха (праздником жертвоприношения), он ничего не ел, а после возвращения с места молитвы, он ел еду, приготовленную из мяса жертвенного животного. Молитву ' ийдул–фитр он совершал немного позже, а молитву ' ийдул–адха пораньше.

3. Он выходил на праздничную молитву пешком, беря с собой стрелу, а когда доходил до места молитвы, то вонзал ее в землю, чтобы молиться в ее сторону.

4. Когда он доходил до места молитвы, то сразу же приступал к молитве, без азана и без такбира и не говорил الصلاةُ جامعةٌ (Ассаляту джами'а). Ни он, ни его сподвижники, достигнув места молитвы, не совершали никаких дополнительных молитв ни до, ни после праздничной молитвы.

5. Он начинал молитву прежде хутбы и молился 2 ракаата. В первом ракате вместе с такбиратул ихрам, он произносил такбир 7 раз, после каждых 2-х такбиров он делал легкую паузу, но не приводится от него никакой определенный зикр, который бы он делал между такбирами. Когда он заканчивал такбир, преступал к чтению Корана, а после, произнося такбир, уходил в руку '. Во втором ракаате он произносил 5 такбиров, а затем приступал к чтению. После окончания молитвы он произносил хутбу, обращаясь к людям, сидящим рядами. Он наставлял их, призывал к одобряемому и запрещал порицаемое. Он читал в молитве суру «Каф» и «Луна» полностью, а иногда «Всевышний» и «Покрывающее».

6. Он делал хутбу на земле, т.е. без минбара.

7. Он разрешал не оставаться на хутбу после молитвы. Он также разрешил довольствоваться праздничной молитвой вместо пятничной молитвы, если праздник приходился на пятницу.

8. Возвращался он к себе домой после молитвы другой дорогой.

5 – Руководство Пророка относительно затмения [34].

1. Когда случалось солнечное затмение, он в страхе, волоча за собой одежду, спешно выходил в мечеть, проходил вперед и читал 2 ракаата. В первом ракате он читал «Фатиху» и одну длинную суру вслух. Затем делал длинный руку ', затем поднимался и продлевал стояние, но меньше чем первое стояние. Когда поднимал голову из руку ', он произносил: سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ, رَبَّنَا وَلَكَ الحَمْدُ, затем приступал к чтению Корана, после чтения делал длинный руку ', но делал его менее длинным чем первый руку '. Затем поднимал голову из руку '. После этого он делал долгий земной поклон. Во втором ракате делал то же самое, что и в первом. В каждом из двух ракаатов было по два руку ' и две саджды, затем он заканчивал молитву и делал красноречивую хутбу.

2. Во время затмения он повелевал делать зикр, молитву, ду ' а, просить прощения у Аллаха, делать садак ' а и освобождать раба.

6 – Руководство Пророка относительно истиск ' а (испрашивания дождя) [35].

1. Он просил дождь, стоя на минбаре, во время пятничной хутбы, а также и в другое время. Он просил дождь, сидя в мечети, подняв руки и взывая к Аллаху, Всемогущему и Великому.

2. Из ду ' а, которые он делал во время истиск ' а передают следующие:

اللَّهُمَّ اسْقِ عِبَادَكَ وبَهَائِمَكَ وانْشُر رَحْمَتَكَ وَأَحْي بَلَدَكَ المَيَّتَ

«О Аллах, напои своих рабов и животных, и распространи свою милость и оживи Твой мёртвый город!»[36], اللَّهُمَّ اسْقِنَا غَيْثًا مُغِيثًا مَرِيئًا مَريعًا نَافعًا غَيْرَ ضَارٍ, عَاجلًا غَيْرَ آجِلٍ

«O Аллах, напои нас дождём спасительным, приятным, обильным, полезным, а не вредоносным, скорым, а не поздним!»[37].

3. Если он видел надвигавшиеся тучи и ветер, то это сказывалось на его лице, и он начинал ходить взад и вперёд, беспокоясь о том, что может придти наказание Аллаха, а когда начинался дождь, то у него отлегало от сердца.

4. Во время дождя он говорил: اللَّهُمَّ صَيِّبًا نافعًا «O Аллах, сделай этот дождь полезным!»[38] и снимал свою рубашку для того, чтобы на него попали капли дождя, а когда его спросили об этом, он сказал: «Это потому что он только что от своего Господа»[39].

5. Когда дождь шел слишком долго, его просили, чтобы он попросил о его прекращении, и он просил в ду ' а: اللَّهُمَّ حَوَالَينَا وَلَا عَلَيْنَا, اللَّهُمَّ عَلَى الظّرابِ، والآكَامِ، والجِبَالِ, وبُطونِ الأَوْدِيةِ, وَمَنَابِتِ الشَّجَرِ

«O Аллах, полей дождь вокруг нас, а не на нас, о Аллах, направь его на холмы и горные вершины, в уади (высохшее русло; долина) и туда, где растут деревья!»[40].

7- Руководство Пророка относительно молитвы при опасности [41].

1. Если враг находился между ним и к ' иблой, то он ставил мусульман за собой в два ряда. Он произносил такбир, а за ним и все остальные, после чего все вместе делали руку ' и выпрямлялись после него, затем первый ряд, который стоял за ним, совершал саджда, а второй ряд оставался стоять лицом к врагу. Когда первый ряд поднимался из саджды, второй ряд уходил в саджду, затем они поднимались и ряды менялись местами для того, чтобы оба ряда постигли достоинства первого ряда и чтобы второй ряд сделал две саджды во втором ракате вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Когда Пророк, мир ему, делал второй руку ', обе группы делали то же самое, что и в первом ракате. Когда он садился на ташаххуд, то второй ряд делал две саджды, а затем догонял его на ташаххуде и все вместе давали салам.

2. Если враг находился не со стороны к'иблы, то он иногда разделял людей на две группы, одна группа стояла против врага, другая группа молилась вместе с ним. Одна из групп совершала вместе с ним один ракаат, затем менялась местами со второй группой, вторая группа совершала с ним второй ракаат. Пророк, мир ему, давал салам, и после этого каждая из групп восполняла один ракаат, после салама имама.

3. Иногда он совершал с одной из групп один ракаат, затем вставал на второй, это группа совершала второй ракаат и давала салам до того как он делал руку '. Приходила вторая группа и совершала вместе с ним второй ракаат, а когда он сидел на ташаххуде, они вставали и совершали второй ракаат. Он ожидал их в ташаххуде, и когда они завершали ташаххуд, он давал салам вместе с ними.

4. Иногда он совершал с одной из групп 2 ракаата и давал салам вместе с ними, затем приходила вторая группа, и он снова с ними совершал 2 ракаата и давал салам вместе с ними.

5. Иногда он совершал ракаат с одной из групп, затем они уходили и не совершали второй ракаат, приходила вторая группа, он совершал с ними второй ракаат и они не восполняли один ракаат, таким образом, он совершал 2 ракаата, а каждая из групп по одному ракаату.

8-Руководство Пророка относительно снаряжения покойника в последний путь [42].

1. Его руководство относительно похорон - самое совершенное руководство, в отличие от обычаев других общин. Оно представляет собой прекрасное отношение к покойнику, его семье и родственникам. В первую очередь это выражается в его поддержке, оказываемой умирающему во время его болезни, в напоминании ему о жизни будущей, повелении ему составления завещания и в призыве его к покаянию. Тем, кто навещает умирающего он повелевал внушение слов свидетельства, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, для того чтобы это стало его последними словами.

2. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был наиболее благодарным из людей тем, что было предписано ему Аллахом и больше всех из людей воздающим Ему хвалу, за предписанное ему. Когда умер его сын Ибрахим, он плакал из сочувствия, сострадания и милости к нему. Но его сердце было полно довольством Аллахом и благодарностью к нему, а его язык был занят Его поминанием и восхвалением. Он сказал: تَدْمَعُ العَيْنُ وَيَحْزَنُ القَلْبُ وَلَا نَقُولُ إلَّا ما يُرْضِي الرَّبَّ «Глаза слезятся, сердце печалится, но говорим мы лишь те слова, которыми будет доволен Господь»[43].

3. Он запрещал бить себя по лицу и повышать голос, оплакивая покойника.

4. Его обычаем было спешное погребение покойника, его очищение, придавание ему благоприятного вида и заворачивание его в белый саван.

5.Его руководством было закрывание глаз, укрывания лица и тела покойника.

6. Он иногда целовал покойника.

7. Он приказывал обмывать тело покойника три, пять или большее количество раз по усмотрению обмывающего человека, и велел последний раз обмывать его камфарой.

8. Он не обмывал шахида, погибшего на поле боя. Он вытаскивал из их тел наконечники стрел и хоронил их в одежде, и не совершал над ними заупокойной молитвы.

9. Он велел обмывать покойника умершего в состоянии ихрама[44] водой и лотосом, и хоронить в ихраме,[45] и запрещал использовать благовония и закрывать его голову.

10.Он велел хозяину покойника выбрать хороший саван, и чтобы он был белым, но запретил проявлять чрезмерность в выборе ткани.

11. Если савана не хватало для того чтобы укрыть все тело, то он укрывал голову покойного саваном, а ноги укрывал листьями растений.

1) Его руководство относительно заупокойной молитвы: [46].

1. Он совершал заупокойную молитву вне мечети, а иногда в мечети, но это не было его постоянным обычаем.

2. Когда к нему приносили покойника для совершения заупокойной молитвы, он спрашивал, есть ли у него долги[47]. Если у него не было долгов, то он совершал молитву за него, а если у него были долги, то он не совершал ее и велел своим сподвижникам совершить молитву за него. Когда Аллах дал ему победу, то он молился за должника, сам погасив его задолженности и раздав его имущество наследникам.

3. Приступая к молитве, он произносил такбир, воздавал хвалу Аллаху, благодарил Его и делал дуа. Он произносил в течение молитвы 4 такбира, а иногда и 5 такбиров.

4. Он велел искренне делать ду ' а за покойного. Передано из его ду ' а следующие:

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَمَيِّتِنَا, وَصَغِيْرِنَا وَكَبِيرنَا, وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا, وَشَاهِدِنَا وَغَائِبنَا, اللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيهِ عَلَى الإِسْلَامِ, وَمَنْ تَوفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الإيمانِ, اللَّهُمَّ لَا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَلَا تَفْتِنَّا بَعْدَهُ

«O Аллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О Аллах, не лишай нас награды за него (имеется в виду награда за проявление терпения после кончины этого человека) и не подвергай нас искушениям после него»[48].

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ, وَارْحَمْهُ, وَعَافِهِ, واعْفُ عَنْهُ, وَأَكْرِمْ نُزُلَه, وَوَسِّعْ مُدْخَلَه, واغْسِلْهُ بالماءِ والثَّلْجِ والبَـرَدِ, وَنَقِّهِ مِنَ الخَطَايَا كَمَا يُنَقَّى الثَّوبُ الأبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ, وأَبْدِلْهُ دَارًا خَيْرًا مِنْ دَارِهِ, وَأَهْلًا خَيْرًا مِنْ أَهْلِهِ, وَزَوْجًا خَيْرًا مِنْ زَوْجِهِ, وأَدْخِلْهُ الجَنَّةَ وَأَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ القَبْرِ وَمِنْ عَذَابِ النَّارِ

«O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его от мучений и искушений могилы, и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (т.е., сделай его удел в раю хорошим), сделай могилу его просторной. Омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи. Дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!»[49]

5.Он становился на уровне головы покойного мужчины и на уровне пояса женщины во время молитвы.

6. Он совершал заупокойную молитву и за ребенка, и не совершал ее за самоубийцу и за того, кто присвоил что-либо из военных трофеев.

7.Он совершил молитву за женщину из племени Джухан, которая была убита побиванием камнями за совершенный ею грех.

8. Он совершил заочно заупокойную молитву за Наджаший, но не совершал ее за каждого отсутствующего.

9. Если он пропускал заупокойную молитву за человека, то совершал ее над его могилой.

2) Его руководство относительно похорон и проводов покойника до могилы [50].

1.Если он совершал заупокойную молитву за покойного, то после этого он пешком провожал покойного до кладбища, следуя впереди него. Он велел тем, кто ехал верхом следовать позади покойного, а пешим держатся ближе к нему, спереди, сзади, справа или слева от него.

2.Он не садился, пока покойного не похоронят в могиле.

3. Он велел вставать, когда проходят похоронные процессии, но также достоверно пришло и то, что он сидел при этом.

4. Он не хоронил покойного при восходе солнца, при его закате, и когда солнце находилось в зените.

5. Он повелевал рыть нишу в могиле, копать её глубоко и расширить её в области положения головы и ног.

6. Он сыпал 3 раза землю на могилу со стороны головы покойного, во время погребения.

7. После похорон он становился над могилой покойного и просил для него стойкости и велел своим сподвижникам просить того же.[51]

8. Он не читал Коран над могилой и над покойником.

9. Он не оплакивал покойного, а наоборот запретил это.

3) Его руководство относительно кладбища и относительнособолезнований [52].

1. Возвышение могилы, возведение строек над ней, покрывание её штукатуркой и возведение куполов над ней не является руководством Пророка.

2.Он отправил ' Али, да будет доволен им Аллах, в Йемен для того, чтобы уничтожить любое изображение или идола и сравнять с землей любую возвышенную могилу. Его сунной было сравнение с землей всех возвышенных могил.

3. Он запретил покрывать могилу гипсом, возводить над ней постройки и делать над ней надписи.

4. Он рекомендовал тем, кто желает отметить местоположение могилы, обозначить его камнем.

5. Он запретил превращать могилы в мечети и ставить над ними лампы и проклял того, кто это делает.

6. Он запретил совершать молитву в направлении кладбища и запретил делать его могилу частым местом посещения.

7. Он запрещал осквернять могилы, ходить по ним, садиться на них, прислоняться к ним, а также и возвеличивать их.

8.Он посещал могилы своих сподвижников для того чтобы делать за них ду ' а и просить прощения их грехов. Сунной при посещении могил является сказать:

السَّلامُ عَلَيْكُم أَهْلَ الدِّيَارِ مِنَ المؤمنينَ والمسلمينَ, وإنَّا إِنْ شَاءَ اللهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ, نَسْأَلُ اللهَ لَنَا ولكُمُ العَافِيَةَ

«Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам. Пусть Аллах помилует тех из нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас!»[53].

9. Его сунной было приносить соболезнования семье покойного, но специально собираться для этого, читать для покойного Коран, будь это возле могилы, или же в любом другом месте не является сунной.

10. Не из его сунны являются устраиваемые родными покойника угощения людей едой. Наоборот, он велел людям в таких случаях приготовить еду для семьи покойного.

9- Руководство пророка относительно закята [54] и садак ' а [55].

1) Его руководство относительно закята:

1. Его руководство относительно периода выделения закята, его количества, нисаба (минимального его уровня, попадающего под закят) и относительно того, кому он предписан и куда он должен тратиться является самым совершенным. В нём соблюдается выгода и обладателя имущества и неимущего, так как обязательным является отдавать то, что достаточно для покрывания нужд бедного из имущества богатого, не нанося ущерба последнему.

2. Если дающему закят известно, что человек действительно достоин брать закят, то он отдает ему. А если у него просит закят человек, положение которого неизвестно, то он отдает ему закят после того как он известит его о том, что в закате нет доли для богатого и здорового работоспособного человека.

3. Его сунной является распределение закята нуждающимся той местности, в которой и был собран закят. И лишь тот излишек, который оставался после распределения в своей местности, приносили к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и он распределял его в другие места по назначению.

4. Он посылал сборщиков закята к людям, у которых есть имущество, которое было на виду. Такое как стада животных, урожаи посевов и садов.

5. Он отправлял человека, который в состоянии приблизительно определить количество ещё не собранного урожая, к владельцам финиковых и виноградных садов, чтобы он, посмотрев на урожай, определял приблизительно, сколько урожая они могут собрать и определить для них соответственное количество выплаты закята.

6. Он не брал закят с лошадей, рабов, буйволов, ослов, с овощей и с фруктов, которые не являются сыпучими и с тех, которые не хранятся долго, кроме винограда и фиников, и не различал при этом свежие они или сушёные.

7. Он не забирал для закята самое лучшее из имущества человека, а брал среднее.

8. Он запрещал отдавшему закят обратно выкупать то, что он дал, но разрешил богатому есть из еды, если бедный дарил ему её.

9. Иногда для пользы мусульман, чтобы отдать закят, он брал долг, а иногда брал заранее, до наступления срока то, что богатый должен был выделить для бедного.

10. Когда человек отдавал свой закят, он делал за него ду ' а: اللَّهُمَّ بَارِك فيه وفي إِبِلِه

«О Аллах, благослови его и его верблюдов!»[56], а иногда: اللهم صَلِّ عليه «Да благословит его Аллах!»[57].

2)Его руководство относительно садак ' а фитр: [58]

1. Он обязал давать саадака фитр 1 са'[59]фиников, овса, сыра или изюма.

2. Его сунной было давать ее до праздничной молитвы. Он сказал: «Кто отдал ее до молитвы, то это закят, который принят, а кто отдал ее после праздничной молитвы, то это просто садак ' а».[60]

3. Он отдавал закят только мискинам [61], а не всем восьми группам, претендующим на закат (8 категорий людей, которые упомянуты в Коране, сура «Тауба», 60-й аят – пер.).

3) Его руководство относительно добровольного садак ' а: [62].

1. Он больше всех из людей делал садак ' а, из того что имел. Он никогда не считал большим или малым то, что даровал ему Аллах.

2. Кто бы ни просил его что-либо из того, чем он располагал, будь это мало или много, он давал ему это.

3. Его радость от того что он отдавал, была сильнее, радости того, кто получил дар.

4. Если к нему приводили нуждающегося человека, то он предпочитал сам помочь ему, иногда едой, иногда одеждой.

5. Он не мог сдержать себя от щедрости по отношению к тем, с кем он общался.

6. Его дары и подаяния были нескольких видов. Иногда он делал подарок, иногда садак ' а, иногда подношение. Иногда он покупал какую-либо вещь, а затем дарил продавцу и саму вещь и деньги, а иногда он брал в долг что-либо, а затем возвращал больше чем это. Иногда он, получив подарок, возвращал больше чем этот подарок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: