Сентиментализм и предромантизм

1) Западноевропейская литература Просвещения

Противоречивое сочетание в литературе Просвещения нормативизма и антинормативизма, унаследованных от рационализма XVII в. Апелляция к нормам отвлеченного Разума, природы, общечеловеческого опыта, абстрактной сущности внеисторического и вненационального Человека. Вольномыслие и антидогматизм литературы западноевропейского Просвещения; распространение иронии и скептицизма в отношении государственных и социальных институтов, в том числе абсолютистской монархии, официальной церкви, религиозных предрассудков и суеверий, эстетических и моралистических канонов предшествующих эпох.

Литература английского Просвещения. Роман-притча Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»: соединение черт нравоописательного и плутовского романа, аллегорического философского трактата и автобиографической исповеди. Диалектика характеров и обстоятельств в романе. Роман Дж. Свифта «Путешествия Гулливера»: политическое и моралистическое иносказание; черты рационалистической утопии и антиутопии; сатирическое и аллегорическое изображение жизни современной ему Англии; гротеск и фантастика, философский пессимизм. Просветительский реализм Г. Филдинга в романе «История Тома Джонса, найденыша». Жанр «комической эпопеи»; цепь злоключений на пути героя-одиночки к личному счастью. Воплощение гармонии между просветительским идеалом человека и представлениями о реальной жизни. Сатирика-приключенческий роман Т. Смоллетта («Приключения Родрика Рэндома»). Социальный пессимизм писателя. «Сентиментальное путешествие» Л.Стерна как образец европейского сентиментализма. Тонкие взаимопереходы “низкого” и “высокого” в сознании и переживаниях; предвосхищение романтической иронии. Комедия нравов Р.Шеридана («Школа злословия»); реализм характеров; социальная сатира. Истоки английского предромантизма (баллады Р.Бернса).

Литература французского Просвещения. Переосмысление классицистических канонов и ренессансных традиций в поэме Вольтера «Орлеанская девственница»; антиклерикальное вольномыслие, эротика и бурлеск, ироническая травестия исторической проблематики; развенчание деспотизма и религиозного фанатизма. «Философские повести» Вольтера («Задиг», «Микромегас», «Кандид», «Простодушный»): социальный и моральный смысл повестей, сатира и гротеск в повествовании; философский и исторический оптимизм автора. Интеллектуальная проза Д.Дидро («Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист») как самокритика Просвещения. Нерасторжимость добра и зла, пороков и добродетели в мире. Безыллюзорность художественного философствования. Социальный детерминизм и просветительский реализм Дидро.

Ж.-Ж. Руссо как представитель французского сентиментализма. Философско-педагогический роман Ж-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Сочетание черт романа и нравственно-философского трактата. Социально-психологический роман Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»: столкновение морального ригоризма и чувственности, рационализма и стихийной эмоциональности; конфликт просветительской идеологии и естественных стремлений человека. Автобиографический роман «Исповедь» Руссо: сочетание принципов просветительского реализма с романтизмом.

Социальная комедия Бомарше (“Севильский цирюльник”, “Женитьба Фигаро”) в канун Великой французской революции. Антифеодальный пафос комедий, оптимизм, победа активного героя из народа (Фигаро), определяющего и выстраивающего чужую и собственную судьбу.

Творчество маркиза де Сада (романы “Жюстина, или Злоключения добродетели”, “Жюльетта, или Благодеяния порока”, пьеса “Философия в будуаре”): философские притчи, развивающие основные идеи Просвещения в сторону оправдания зла, жестокости, порочности человеческой натуры как врожденных и естественных. Предромантизм де Сада: бунт разума против общественных норм морали и условностей культуры, ограничивающих свободу личности, ее произвол.

Драматургия итальянского Просвещения. Традиции народного театра – комедии масок (дель арте): К. Гольдони («Слуга двух господ»), К. Гоцци («Король-олень», «Турандот»). Трагедии В. Алифьери.

Литература немецкого Просвещения. Теоретическое обоснование Г.Э. Лессингом немецкого Просвещения: преодоление немецкой отсталости и воссоздание единства Германии – культурного и политического. Развитие традиций мещанской драмы в комедии Лессинга «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье»; первое обращение к немецкому национальному сюжету. Просветительская идея счастья, заключенного в личных достоинствах человека. Осуждение германского абсолютизма и его нравственных следствий в трагедии «Эмилия Галотти». Спор о веротерпимости и общечеловеческих идеалах космополитизма в философской драме-притче «Натан Мудрый».

Литературное движение «Буря и натиск» как выражение просветительской идеологии на немецкой почве: антирационализм и антинормативизм, “философия чувства и веры”, влияние сентиментализма и Руссо. Штюрмерский период в творчестве Гете (лирика, историческая драма «Гец фон Берлихинген», роман «Страдания молодого Вертера») и Шиллера (ода «К радости»; трагедии «Разбойники», «Дон Карлос»). Сплав высоких просветительских идеалов и предромантического бунтарства.

«Веймарский классицизм»: идеал прекрасного человека как вершины природы. Поиск синтеза разума и чувства, идеального образа и обнаженной правды, философии и опыта. Зрелое творчество Шиллера: трагедии «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль»; цикл баллад: романтические мотивы разлада жизни с мечтой. Зрелость Гете: трагедии «Ифигения в Тавриде», «Эгмонт»; роман «Годы учения Вильгельма Мейстера». Создание «Фауста» – итогового шедевра европейской литературы Просвещения. Поздняя лирика – «Западно-восточный диван». Художественно-философский универсализм Гете.

2) Литература русского Просвещения

Противоречия русского классицизма. Идейно-эстетические основания взаимных расхождений литературных концепций классицизма и социальной действительности. Постепенное размывание определенности классицистического метода сентиментализмом в творчестве русских писателей-классицистов (М.Херасков, Н.Николев и др.).

Развитие сентиментализма в русской литературе как свидетельство усложнения картины мира в XVIII в. и сближения литературы с жизнью. Усиление художественного интереса к личности и ее внутреннему миру, к индивидуальным переживаниям и чувствам людей, к противоречиям между идеальными законами и реалиями социальной действительности, между абстрактным государством и конкретным человеком с его проблемами, между социальными и нравственными нормами и всевозможными отклонениями от них, между характерами и обстоятельствами. Обращение к психологическим жанрам (роман, “слезная драма”, идиллия); перенесение тем, сюжетов, конфликтов в душевный мир; отход от культа разума и рационалистического решения жизненных проблем. Начало русского сентиментализма в поэзии (М.Муравьев, И.Богданович с его поэмой “Душенька”, басни И.Хемницера, И.Дмитриева).

Формирование дворянской литературной оппозиции. Радикализация дворянской общественной мысли и социальной критики. Усвоение идей Великой французской революции и философии энциклопедистов. Усиление гражданских и политических мотивов творчества. Идеи Просвещения в русской литературе. Сатирические журналы Н.Новикова (“Трутень”, “Пустомеля”, “Живописец”, “Кошелек”) и его полемика с официальными изданиями (“Всякая всячина” Екатерины). Социальная тема в журналах Новикова. Творчество В.Капниста (“Ода на рабство”, “Ябеда”). Комедии Д.Фонвизина (“Бригадир”, “Недоросль”). Конкретизация бытописания и социального протеста. Творчество А.Радищева (Ода “Вольность”, “Житие Ушакова”, “Путешествие из Петербурга в Москву”). Соединение политического радикализма и художественного сентиментализма. Сатира молодого И.Крылова (“Почта духов”), руссоистские мотивы в его творчестве. Реалистическое и нормативистское начала в литературе русского Просвещения XVIII в.

Н.Карамзин – первый классик новой русской литературы. Языковая реформа Карамзина. “Письма русского путешественника” в свете традиций Л.Стерна. Психологическая (“Бедная Лиза”, “Юлия”) и историческая (“Наталья, боярская дочь”, “Марфа-посадница”) повести; их значение для дальнейшей истории русской литературы. Карамзин-писатель как автор “Истории государства Российского”. Влияние идей и художественных принципов Карамзина на дальнейшее развитие русской литературы, в частности – романтизма и реализма.

6. Контрольные вопросы по курсу «История литературы»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: