Развитие в отечественной психологии

Эльконин: синтез в периодизации Выготского, Леонтьева

Божович: два основания периодизации: ССР и новообразования. ССР = внутренние процессы развития + внешние условия развития. ССР – не однонаправленное воздействие среды на ребенка, существует внутренняя позиция ребенка (отношение к ожиданиям, требованиям и нормам). В новообразовании личности две компоненты: центральное новообразование и соответствующая ему потребность.

Младенчество: ССР: беспомощность, зависимость от взрослого + деятельность опосредуется взрослым.

Новообразования: аффективно-заряженные представления + потребности стали опосредованны памятью. Ребенок стал хотеть не непосредственно то, что пердоставляет ситуация, а на основе своих аффективно-заряженных переживаний. Структура сознания поменялась: на смену доминирования восприятия пришла память.

Раннее детство: ССР: самостоятельная деятельность + требования взрослого.

Новообразования: система Я (дифференциация Я – другие) + потребность в самоутверждении. Ранее ребенок стал субъектом, а сейчас осознал, что он субъект (т.е. ранее выделил себя среди предметного мира, а сейчас поставил себя в социальный мир). Критерий появившегося самосознания: явное демонстрирование самооценки (ребенок расценивает себя хороши или плохим в зависимости от действий).

Дошкольное детство: новообразование: внутренняя позиция, по отношению к социуму + потребность в новой жизненной позиции

Младший школьный возраст: ССР: осознание своего социального Я + новая система социальных требований. Не выделяет личностных новообразований, т.к. все в когнитивном развитии (развитие абстрактно-логического мышления).

Подростковый возраст. ССР: эмансипация от взрослых (стремление занять более взрослую позицию) + нахождение в школе. Новообразования: способность к самоанализу + узнать себя.

Вторая фаза: ССР: определение места в жизни + выход в жизнь. Новообразования: временная перспектива и целеполагиние во времени + достижение жизненных целей.

Фрейд. Основа периодизации – распределение сексуальной энергии по органам.

Оральная стадия. Основной источник удовольствия – все, что связано с кормлением (сосание, а затем укус).

Анальная стадия. Либидо концентрируется вокруг ануса. Овладение функциями выделения.

Фаллическая стадия. Генитальные органы. Если раньше детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной.Эдипов комплекс.Появление Сверх-Я.

Латентная стадия. Сексуальная энергия переносится на усвоение человеческого опыта.

Генитальная стадия. Стремление к нормальному сексуальному общению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: