В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее целостное гармоничное развитие личности.
Цель-идеал - всестороннее целостное гармоничное развитие личности человека.
Главное в процессе воспитания - это создание условии для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
В настоящее время усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти воспитательных задач.
1. Формирование у детей и подростков целостной и научно обоснованной картины мира. На решение этой задачи должен быть направлен и учебный процесс, и внеклассная работа. Дети много узнают об окружающем их мире в семье, в школе, в процессе общения со сверстниками, из СМИ. Но картина окружающего мира у них, как правило, мозаичная.
2. Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
|
|
4. Развитие у подрастающею человека креативности.
5. Формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.
Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.
Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепции роль принципов воспитательного процесса, к ним относятся следующие:
1. Личностный подход в воспитании:
• признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
• уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;
• признание их социальных прав и свобод;
• ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания;
• отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития.
Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе
Средовый подход в воспитательной деятельности.
Дифференцированный подход к воспитанию детей (отбор содержания, методов, средств, форм)
Природосообразности воспитания.
Кулътуросообразности воспитании.