Движущие силы процесса воспитания

Движущими силами любого развивающегося явления, в том числе педагогического, являются его противоречия.

Движущие силы процесса воспитания – совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания.

Противоречие диалектическое - это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь источником самодвижения и развития природы, общества и познания. (Б.Э.С. М.1994)

Как любой процесс, воспитание развивается в результате действия совокупности внешних и внутренних, объективных и субъективных противоречий.

Противоречия процесса воспитания
Объективные внешние противоречия, обусловленные социальными процессами и явлениями Объективные внутренние противоречия, отражающие диалектику самого процесса Субъективные противоречия, порожденные несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений
· противоречия, порожденные глобальными политическими, экологическими, экономическими, информационными процессами, происходящими в мире и стране; · противоречия между универсальными ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодежи, отражающими социокультурную, возрастную и индивидуальную ситуацию развития; · противоречия отцов и детей, которые обнаруживаются в различном опыте поколений, в разнице мировоззренческих позиций, нравственно-эстетических ценностей. · противоречия отцов и детей, отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений; · противоречия между возрастающими требованиями к образованию, обусловленными темпами и перспективами социально – экономического развития, с одной стороны, а с другой – дефицитом средств, направляемых обществом на развитие системы образования и воспитания. · противоречие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни; · противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации процесса воспитания; · противоречия между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей; · противоречия, порожденные несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа, родители; · противоречия, порожденные несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа, родители; · противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов; · противоречие между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями их удовлетворения; · противоречие между новыми явлениями природы и общественной жизни, с которыми встречается ребенок, и недостатком опыта, знаний для их понимания. · противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, многопредметностью и многоцелевым характером учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях; · противоречие между процессом генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; · противоречие между бурным ростом знаний и ограниченностью возможностей педагогов в образовательных учреждениях в их переработке и передаче; · противоречие между формальным признанием определяющего значения деятельности в развитии личности и фактическим преимущественно словесным характером воспитания.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: