Виды работы в гештальт-группе

1. Драматизация. Эта группа процедур основана на раз­витии в драматизированной форме определенного аспекта существования клиента, выявляемого им в коррекционной ситуации. Началом действия может послужить какое-то высказывание или жест клиента, привлекшие внима­ние психолога. В дальнейшем путем анализа содержания, заключаю-

щеегося в первоначальном высказывании или же­сте, клиент в сотрудничестве с психологом постепенно под­водится к сложному действию в форме вербально-двигатель-

ной монодрамы, направленной на полное выявление значения и эмоционального содер-

жания.

2. Направление поведения. В некоторых ситуациях психо­лог предлагает выполнить определенные действия, дает ин­струкции и указания относительно того, что можно сделать в данный момент. Такие инструкции не определяют, как кли­енту следует поступать в жизни, они только указывают на­правление конкретного поведения во время коррекционной работы.

Такой эксперимент вызывает определенные пережи­вания, способные изменить точку зрения клиента на его пре­жнее поведение, переживания, отношения с людьми.

3. Работа с фантазией. В гештальттерапии существует ряд упражнений с использованием фантазий, иллюстрирующих процесс проекции и помогающих клиентам идентифициро­вать и в ряде случаев исправлять фрагментарные аспекты их личности. Ценность этих упражнений состоит в том, «то пациенты могут прикоснуться к тем аспектам своей лично­сти, которые никогда полностью ими не осознавались; на­пример игра «Старый заброшенный магазин». Инструкция по выполнению упражнения может быть дана всем членам группы: «Лягте на пол, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что вы идете вниз по городской улице поздно но­чью, что вы видите, слышите, чувствуете? Вы замечаете маленькую боковую улочку, на которой находится старый заброшенный магазин. Окна его грязные, но, если заглянуть в них, вы можете заметить какой-то предмет. Тщатель­но его рассмотрите. Отойдите от заброшенного: магазина, идите, пока не вернетесь в город. Опишите предмет, обна­руженный вами за окном заброшенного магазина. Затем во­образите себя этим предметом, описывая его от первого лица. Как вы чувствуете себя? Почему вы оставлены в мага­зине? На что похоже ваше существование в качестве этого, предмета? Через несколько минут «станьте собой» и еще раз рассмотрите предмет в окне. Видите ли вы в нем что-нибудь новое? Хотите ли что-нибудь сказать ему?», а затем участ­ники поочередно сообщают содержание своей фантазии.

4. Работа со сновидениями. Большое внимание гештальт-терапевты уделяют работе над сновидениями. Перефразируя Фрейда, Ф. Перлз говорил, что «сон — это королевская

дорога к интеграции личности». В отличие от психоанализа, в гештальттерапии не интерпретируются сновидения, а «прорабатываются».

5. Домашняя работа. Действия участников и руководи­теля во время очередных занятий не создают условий, не­обходимых для глубоких перемен. Они являются источни­ком важных переживаний, мобилизующих процесс измене­ния, однако они требуют продолжения и развития в нормальных условиях повседневной жизни. Поэтому сотруд­ничество с клиентом продолжается за пределами группы. Домашняя работа клиента должна быть направлена на определенную область его конфликта.

Приемы

1. Расширениеосознания. Предполагает лучшее понимание человеком того, что происходит в нем и вокруг него. Для этого участники группы обычно разделяются на пары и описывают состояние своего сознания партнеру во время общения.

2. Интеграция противоположностей. Понимание и при­знание того факта, что в каждом человеке сочетаются разнообразные, дополняющее друг друга индивидуальные ка­чества положительного и отрицательного характера, такие, например, как честность — нечестность; принципиальность — беспринципность и т.д. В гештальттерапии с этой целью используют либо интрапсихический эксперимент, либо прием «двух стульев», когда один и тот же человек представляет себя то в роли нападающего, находясь на одном стуле, то в роли защищающегося, пересаживаясь на другой стул.

Упражнение, направленное на расширение сознавания во внешней (а), внутренней (б) и средней (в) зонах, выполняется в паре. Каждый член пары по очереди говорит в течение 2—3 мин.

а) «Сейчас я осознаю, что...» — и перечисляет ощуще­ния из внешнего мира (если появляется интерпретация, парт­нер дает обратную связь). Далее другой член пары выполня­ет то же задание..

б) «Сейчас я осознаю, что...» - перечисляет внутренние ощущения. Затем то же выполняет другой член пары.

в) «Сейчас я осознаю...» — и говорит об интересе к чему-то, тревоге, предположениях, своих мыслях, фантазиях и отношениях. Далее то же задание выполняет другой член пары.

г) «Сейчас я осознаю...» — говорит о том, куда ведет его сознание, т.е. то, что приходит в голову. Затем то же самое делает партнер.

д) «Сейчас я осознаю…» — говорит о своем партнере, ориентируясь на внешнюю и среднюю зоны осознания.

Обсуждение всех частей упражнения от (а) до (д) про­водится сначала в паре, а затем в группе.

3. Усиление внимания к чувствам. Усиление внимания к чувствам помогает участникам более глубоко осознать и по­нять собственные переживания. Человек склонен избегать неприятных чувств. Чтобы помочь клиенту пережить их. используют утрирование, «раскрытие» негативных пережива­ний через представление драматизированного события. Для этого можно использовать ролевую игру, рисунок или та­нец, облегчающие проявление чувства необычным спосо­бом, а это открывает возможность для более глубокого изу­чения своего внутреннего мира.

4. Работа с мечтами фантазиями, снами. Работа с мечта­ми представляет возможность лучше ценить себя как личность. Мечты, фантазии, сны — это спонтанная продукция, фрагменты «Я», которые при обычном рассказе могут по­давляться. Мечта, сон или фантазия в гештальтгерапии пе­реносятся в настоящий момент, например, просьбой рас­сказать о них сейчас, предложением что-то представить и описать. Психолог ничего не интерпретирует, клиент сам исследует мечту (фантазию, сон) с целью идентификации со своей личностью, прорабатывая ее всю или единичный фрагмент. Работа с фантазией включает в себя минимум два компонента:

1) перенос фантазии на реальную почву;

2) идентификацию фантазии со своей личностью;

5. Принятие ответственности. Упражнения, направленные на принятие ответственности на себя, помогают чле­нам группы обрести уверенность, поверить в себя и свои возможности. Непринятие ответственности на себя, приво­дящее зачастую к неврозу, Ф. Перлз называл «дырами в личности». Для помощи клиенту в осознании собственной
ответственности психолог не поддерживает его жалобы и сетования на судьбу, фрустрируя его, таким образом, еще больше и подготавливая к принятию ответственности за свои действия.

«Три фразы». Упражнение используется с целью тренировки умения принять на себя ответственность.

Работая в парах, участники произносят поочередно по три фразы, глядя в глаза партнеру и начиная с определенных слов, а затем изменяют фразу, заменяя первые слова заданными, но сохраняя ее окончания. Каждую часть упражнений необходимо выполнить без обратной связи, поочередно, меняясь ролями. Обсуждение проводится в паре, а затем, по 'завершении всех частей упражнения, — в группе,

Часть 1. Начало фраз: «Я должен...» продолжить, добавив окончание. Заменить начало фразы «Я должен...» на «Я — предпочитаю...» (а окончания фраз оставить прежними).

Часть 2. Начало фраз: «Я не могу...». Замена— «Я не хочу..».

Часть З. Начало фраз: «Мне надо...». Замена— «Я хочу...».

Часть 4. Начало фраз: «Я боюсь, что...». Замена — «Я хотел бы...».

Работа в гештальтгруппах является эффективным методом коррекции для чрезмерно нормативных, социально скованных, сдержанных, тревожных клиентов, ограниченное функционирование которых связано с наличием «внутренних блоков. Такие люди обычно получают мало удовольствия от жизни. Гештальт-терапия с успехом применяется при работе с клиентами, имеющими психосоматические расстройства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: