Методы психодрамы

1. Представление самого себя (самопрезентация). Это одна из самых простых техник. Она состоит из серии коротких
ролевых действий, в которых протагонист изображает само­го себя или кого-то очень важного для себя. В этих действи­ях протагонист является единственным участником и пред­ставление получается абсолютно субъективным.

2. Монолог. Эта техника выглядит как комментирование своих действий в середине сцены, перед ее началом или конце.

Монолог представляет собой реплику, высказывание чело­века — автора проблемы. В нем он выражает суть проблемы, высказывает свои мысли и чувства. Представляемый актером персонаж обращается не к другим действующим лицам, а к самому себе. Это полезный прием позволяет протагонисту взгля­нуть на свои эмоций как бы со стороны и таким образом проанализировать свои реакции на текущую ситуацию.

Монолог особенно эффективен при выявлении расхож­дений между скрываемыми и показными чувствами и мыс­лями. Этот прием предоставляет аудитории информацию о скрытых мыслях протагониста и тенденциях их дальнейше­го развития.

Протагонист представляется «здесь и сейчас». Например, клиент разыгрывает сцену возвращения домой с работы. Он идет от станции метро к своему дому. В реальной жизни он обычно не вербализует свои мысли, будучи наедине с са­мим собой, но думает он о себе. Режиссер предлагает ему воспользоваться техникой монолога: говорить вслух во вре­мя ходьбы все, что он думает и чувствует в момент «здесь и сейчас». Клиент долго ходит по сцене, покачивая головой, постепенно настраиваясь на ситуацию, которая изо дня в день повторяется в жизни. Лицо его хмурится, голова уходит в плечи, безвольно свешивается на грудь, он в унынии Тихим голосом, почти шепотом он начинает говорить: «Мне надоела моя жизнь. Правда, у меня хорошая работа, но если бы кто-нибудь мог знать, как мне не хочется по вечерам возвращаться домой. Я заранее знаю, что меня там ждет моя мать, с ее жалобами на бесконечные боли, которые не может вылечить ни один врач, и моя сестра — угрюмая, несчастная старая дева, вынужденная посвятить свою жизнь матери и испытывающая от этого обиду и негодование. Они чувствует, что жизнь проходит мимо нее, но у нее не хвата­ет мужества сделать какую-нибудь попытку изменить поло­жение вещей, начать новую жизнь. И я — точная копия моей сестры: злящийся на них обеих за то, что вынужден содержать их».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: