double arrow

Общее и частное в синдромах дизонтогенеза


Рассмотренные выше данные позволяют сделать вывод в отно­шении особенности структуры дизонтогенетических синдромов у детей. Вся патопсихологическая симптоматика в них расположена в порядке убывания ее специфичности по отно­шению к первичному дефекту. Как известно, патоло­гическая симптоматика состоит из негативных и продуктивных симптомов. Первые отражают явления выпадения, повреждения психических функций; вторые в большей мере указывают на ос­троту патологического процесса, чем на характер заболевания.

Для детского возраста также характерны так называемые воз­растные симптомы, которые уже более специфичны для возрас­та, в котором началось заболевание. Одни и те же возрастные симптомы могут наблюдаться при самой различной патологии. Они


являются утрированными, искаженными проявлениями нормаль­ных возрастных фаз развития. Каждый из возрастов имеет свой стереотип реагирования на вредность. Чем меньше ребенок, тем большее место занимают возрастные симптомы в картине заболе­вания.

Еще менее специфичны для заболевания так называемые вто­ричные нарушения. Лишь часть из них непосредственно зависит от характера первичного дефекта: глухота — недоразвитие речи. В то же время глухих и слепых детей объединяет целый класс сходных дизонтогенетических симптомов в виде задержки ин­теллектуального и эмоционального развития. Наконец, в каче­стве третичных симптомов выступают различные личностные рас­стройства.

Неспецифичными для определенных заболеваний являются также патологические изменения в тех функциях, которые в мо­мент воздействия вредности находились в сензитивной фазе сво­его развития и, следовательно, отличались большей, чем у уже сформированных функций, неустойчивостью, ранимостью. Так, например, при рано и злокачественно начавшемся шизофрени­ческом процессе могут возникнуть явления умственной отстало­сти — следствие общей реакции мозга на вредность (так называе­мый олигофренический плюс). Уменьшение специфичности па­тологических симптомов также зависит от степени сложности исследуемого дефекта.

Таким образом, чем сложнее строение психической функции, тем больше она опосредована рядом межцентральных взаимодей­ствий, тем больше различных факторов может привести к воз­никновению патологической симптоматики более общего поряд­ка. Поэтому часто возникают трудности в установлении причин­но-следственных связей между первичным нарушением и всей остальной массой патологических симптомов, в том числе и диз-онтогенетических. В связи с этим возникает необходимость анали­за всех патологических симптомов по механизму их возникнове­ния. Это важно как для понимания архитектуры синдромов ано­малий развития, так и для их диагностики и дифференциации методов коррекции.





Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: