Лагеря с « наглядной агитацией »

Секретным постановлением Совмина № 1255-331-сс от 22.04.47 г. предусматривалось строительство в Обской губе, на Каменном мысу, крупнейшего морского порта. К нему планировалось подвести железную дорогу, которая должна была идти от уже существовавшей к тому времени Печорской магистрали (из района Воркуты). Работы были поручены Главному управлению лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), входившему в систему ГУЛАГа.

Начинать строительство пришлось в чрезвычайно сложных условиях — вечная мерзлота, болота, бездорожье... Вместо недостающих тракторов использовали старые танки БТ со снятыми башнями. Зато дешёвая рабочая сила была в избытке: по некоторым данным, на строительстве дороги были задействованы около 40 тыс. заключённых, в основном «политические».

В результате всех этих усилий 192-километровая ветка Чум — Лабытнанги была готова к концу 1948 года. А у Каменного мыса полным ходом шла подготовка к сооружению морского порта и судоремонтного завода.

В том же 1948 году в нескольких лагерях на трассе произошло то, что в официальных документах именовалось «массовым самоосвобождением» заключённых. Часть из них, разоружив охрану, ушла к Воркуте, надеясь поднять на борьбу узников Воркутлага. Другая направилась к Обской губе, намереваясь захватить суда и скрыться дальше на востоке, на бескрайнем побережье Ледовитого океана.

Восстание жестоко подавили, объявив, что взбунтовались «приспешники фашистов», которых жалеть нечего. На полустанках у соседних лагерей на трассе останавливались поезда с «наглядной агитацией»: на платформах были навалены трупы участников восстания. А по ночам в закрытых вагонах везли убитых солдат и офицеров НКВД.

Однако, справившись с восставшими, руководители стройки не смогли справиться с самой природой. В разгар штурмовщины специалисты из института «Арктикпроект» вынесли категорическое заключение: район Каменного мыса непригоден для осуществления задуманного плана. Тамошний грунт не смог бы выдержать крупные промышленные корпуса и постройки, а малые глубины не позволили бы морским судам подходить близко к берегу. Маховик гигантского строительства, как выяснилось, раскручивался впустую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: