Заключение. Данное исследование, ориентированное на изучение основных тенденций становления и развития художественных промыслов республики Тыва в контексте этнокультурной

Данное исследование, ориентированное на изучение основных тенденций становления и развития художественных промыслов республики Тыва в контексте этнокультурной истории России с конца XIX до начала XXI в., стало результатом обобщения широко круга оригинального полевого этнографического, архивного, историко-культурного и музейного материалов.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что в конце XIX — начале XX в. в России получили повсеместное развитие художественные промыслы как форма существования традиции в условиях модернизации социально-экономических и культурных устоев общества. Трансформация традиционных этнической культуры в Туве порождала новые формы существования искусства.

В традиционной культуре Тувинцев искусство неотделимо от всех других ее сфер. В нем отражается весь комплекс хозяйственных, эстетических, религиозных, нормативных, мировоззренческих параметров, вся целостность этнической культуры. Его характеризуют такие параметры, как: устойчивость на основе преемственности, синкретизм, каноничность, вариативность, анонимность, мифологичность, связь с ритуалом. Помимо всех прочих функций, аутентичное искусство играет этнодифференцирующую и этноинтегрирующую роль, создавая художественными средствами образ этнической группы.

В процессе перехода к современному обществу социально-экономические и культурно-политические изменения приводят к тому, что традиционная культура трансформируется под воздействием проникающих в ее ткань инноваций. Формой существования народной культуры и искусства в этих условиях становятся народные художественные промыслы.

Факторами, влияющими на их становление и эволюцию, являются: наличие сырьевых ресурсов, сложившиеся в данной местности традиции ремесленного производства; развитие мелкой' промышленности, сопутствующее малоземелью; тесное взаимодействие различных сторон культуры города и деревни; расширение рынка; формирование социальной среды для производства и потребления изделий промыслов, имеющих преимущественно эстетическое местное назначение; формирование национального и трансформации этнического самосознания; поиск новых путей выражения идентичности локальных, региональных и гражданских сообществ.

Развивая традиции аутентичных ремесел, народные художественные промыслы в Туве возникают на перекрестке культур: городской и сельской, местной и привнесенной, этнической и модернизированной. Их стилистику часто определяет синтез традиций, более выраженная вариативность и индивидуальность творчества.

Становление промыслов в Республике происходит во второй половине

XIX в. в рамках развития промышленности, всемерно поддержанной государством. В Сибири первые опыты в этом направлении предпринимаются в конце XIX в В границах Саяно-Алтая на рубеже XIX —

XX вв. существовали предпосылки для формирования художественных промыслов, но развитой специализации по производству художественных изделий не существовало. Этой ориентацией стало сохранение и воспроизводство промыслов преимущественно на удовлетворение утилитарных потребностей населения, сохранением художественного ремесла и традиционного декоративно-прикладного искусства в его аутентичной форме в рамках целостных традиционных культур Республики.

Исключениями в данный период являются отдельные регионы Сибири, где выделились производства, ориентированные на рынок, такие, как: ювелирное ремесло в Якутии и Бурятии, резьба по камню в Туве. В Западной Сибири сложившимися художественными промыслами рубежа XIX - XX вв. можно считать тюменское ковроделие и тобольский косторезный промысел, связанные с городской торговлей и поставками на общероссийский рынок.

С началом XX в. в Сибири разворачивается процесс активного освоения не только природных, но и культурных ресурсов региона. Культура коренного населения Сибири и его традиционное художественное наследие рассматривались как источники перспективного развития сибирского искусства.

Сущностные характеристики традиционного художественного творчества народной культуры Тувы (глубина содержания, символизм, декоративность, синкретизм, единство утилитарной и сакральной сфер и пр.) рассматривались творческой и научной элитой республики, как основа формирования «центрально - азиатского стиля» в искусстве. Попытки обоснования самобытности искусства Тувы были созвучны обоснованию местной идентичности. Её осмысление опиралось на идеологию преобразования азиатской провинции России в один из уникальных культурных центров огромного государства.

Во многом эти процессы предопределили основные тенденции развития народных художественных промыслов в республике последующих десятилетий. Резьба по камню, ювелирные промыслы, в том числе и воспроизводство местного сырья, продолжали сохранять свое значение в художественном развитии промыслов Тувы.

Следующий этап в истории народных художественных промыслов Тувы приходится на конец 1950 - начало 1960-х гг. В это время они существуют в формате художественной промышленности и испытывают нивелирующее давление со стороны стандартизированного производства сувенирной продукции и самодеятельного творчества.

В 1950-1970-е гг. идеологический контекст советской культуры во многом определял специфику и направления развития народных промыслов Тувы.

На стадии развитого социализма, сближения и слияния национальных культур была поставлена задача творческого переосмысления этнокультурных традиций на основе достижений мировой,культуры в контексте современности.

Но в целом, вторая, половина XX в. была отмечена, ростом интереса государственных, административно-хозяйственных, академических и художественных кругов к народному искусству Центральной Азии. Это привело к оживлению традиционных центров ремесел и появлению новых предприятий. Однако подчинение народного творчества стандартам официального: идейно-художественного содержания и включение его в плановую экономику поставило под' угрозу сохранение, этно-культурных традиций. Период 1960-1980-х.гг. характеризовали активные дискуссии о природе народного искусства и народных художественных промыслов и их месте в культуре советского государства.

К концу XX в. в. России была осуществлена переоценка, народного искусства и утвердилось представление; о его целостности. Согласно концепциям, принятым в гуманитарных науках, в том числе в этнографии;, сутью народного искусства признавалась не перспектива его слияния с искусством профессиональным, а сохранение своеобразного типа творчества;

Ценность народного искусства определялась его ориентацией на традиции и преемственность. Коллективная природа творчества связывалась с самосознанием народа в контексте его истории. Символичность, соприродность, позитивная ориентированность и гармоничность, воплощенные в народном искусстве, определяли его востребованность в современном технократическом обществе.

Современный художественные промыслы Республики Тыва характеризуются разнообразием форм и содержания. Это - сохраненные аутентичные промыслы и коллективное творчество, развивающееся на почве местной художественной традиции, и сложившиеся производственно-художественные центры, имеющие официальный статус народного художественного промысла в мире.

К ведущим современным народным промыслам Тувы относятся: камнерезный и…… промысел Тувы. Народное художественное творчество в рассматривается сегодня как элемент социально-экономической инфраструктуры, как фактор развития туристического бизнеса, и как часть национального культурного наследия Республики.

(Главное).

Основные тенденции развития современных художественных промыслов данного связаны с актуализацией древних культур и этнической архаики и синтезом художественных традиций. Их становление совпадает и, во-многом, формирует уникальный феномен регионального самосознания, опирающийся на идеи полиэтничности и поликультурности. Согласно современным стратегиям культурного развития республики Тыва и Южной Сибири, ценностно-ориентированное народное искусство и художественные промыслы в своем духовно-эстетическом содержании играют огромную общественную роль в современном обществе.

Проблеме сохранения и развития народных художественных промыслов придается все большее значение в общероссийском, и на региональном уровне. В этом направлении разворачивается деятельность Российского Комитета по сохранению нематериального культурного наследия при поддержке международных неправительственных организаций при ЮНЕСКО.

Пути решения вопросов по созданию условий для сохранения и развития традиционной народной культуры определены в «Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года». Данным документом развитие культурного наследия народов России было отнесено к основным приоритетам государственной политики.

В декабре 2008 г. были утверждены Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 гг. и Программа мероприятий по реализации названной концепции. Важным документом, открывающим возможности сохранения народной культуры, является Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, ратификация которой признается в России необходимым и важным шагом.

Ради сохранения художественных производств в современной России разрабатывается система их государственной поддержки. Лидерами в этом процессе являются города центральной части страны. Издание в 2009 г. книги Лужкова Ю.М. и Линовича С.М «Искусство, которое нельзя потерять. Народные художественные промыслы России. Расцвет, упадок, перспективы возрождения» подытожило многолетнюю работу правительства г. Москвы по возрождению художественной промышленности. Частью этой программы стало строительство уникального Центра декоративно-прикладного и народного искусства «Содружество национальных искусств» в г. Москве.

Подводя итог исследованию, следует подчеркнуть, что народное искусство в современной Туве и ее отдельных местностях становятся важным фактором конструирования уникальных образов отдельных …… и полиэтничного сообщества в целом в рамках формирования и утверждения национальной стратегии государства по сохранению культурного наследия.

·

·

· Список литературы

· 1. Нормативно-законодательные документы.

2. Декреты Советской власти. T.I. М., Гос. изд-во полит, литературы, 1957. 626 с.

5. Конституция. Основной закон СССР. М.: Политиздат, 1978. 62 с.

6.

7. Национальный вопрос в России в программных документах политических партий, организаций и движений России. Начало XX века: Документы и материалы. Томск, 1998. 206 с.

8. О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов. Постановление Совета министров- СССР от 14 августа1968 г. // Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам.t

9. Т. 7. / сост. Черненко К.У., Смиртюков М.С. М.: Политическая литература, 1992. С. 45-50.

11. Программа КПСС. М.: Политиздат, 1974. 115 с.

15. Советское декоративное искусство. Народные художественные промыслы. Материалы и документы 1917-1932. М.: Искусство, 1986. 231 с.

16. Делопроизводственные материалы.

17. ГАТО ф. 102. Томский университет Министерства народного просвещения, on. 1, д. 519.

18. ГАТО ф. р-173. Томский губернский исполнительный комитетIсоветов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (губисполком). on. 1, д. 1075а, д. 1195.

20. ЦГАРХ (ОДНИ), ф. 2. Отдел культуры и пропаганды Хакасского обкома ВКПб. on. 1, дд. 72, 224, 229, 298,.

21. ЦГАРХ (ОДНИ), ф. 917. Обком КПСС, Министерство культуры РХ. on. 1, дд. 1 -23.

22. ЦГАРХ, ф. 618. Хакасский областной Дом народного творчества. оп.1, дд. 4, 5, 16, 23, 25, 26, 34, 60, 120, 142, 157, 149, 218, 227, 239.

23. ЦГАРХ, ф. Р-771. Министерство культуры Республики Хакасия, on. 1, дд. 61-62, 51

24. ЦГАРХ, ф. 577. Хакасское областное управление культуры, on. 1, д. 15

25. ЦГАРХ, ф. 619. Хакасский областной (Республиканский) Дом культуры Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева. on. 1, дд. 3, 16, 43,59, 70, 78.

26. ЦХАФ АК, ф. 212. 1-я землеустроительная партия Алтайского округа, on. 1, д. 1216-1222.

27. ГАС РА, ф. 190. Управления культуры Горно-алтайского облисполком оп. 9, дд. 272, 409.

28. ГАС РА, ф. 64. Горно-Алтайский областной краеведческий музей. Оп. 1., дд. 2, 5, 15, 35, 56, 66, 178, 180, 223.

29. ГАС РА, ф. 609. Городской Дом культуры. On. 1., дд. 1, 7, 9, 11, 12, 19.

30. ГАС РА, ф. 33. Исполком Горно-Алтайского Облсовета народных депутатов. On. 1., д. 79, 48, 99. оп. 10. д. 864.

31. ЦГАРТ, ф. П-2. Тувинский ОБКОМ КПСС. on. 1, д. 3770.

32. ЦГАРТ, ф. 365. Тувинское отделение российского творческого союза работников культуры, on. 1, дд. 14, 16.

33. ЦГАРТ, ф. 372. Министерство культуры Тувинской АССР. on. 1, дд. 13-92.

34. Личные архивы и опубликованные источники

35. Первый сибирский съезд художников. Стенограммы выступлений // Сибирские огни. 1927. №3. С. 204 231.

36. Дневник С.К. Просвиркиной. Тетрадь II-V. Архив АТОКМ.

37. Этнографические материалы П.Н. Нагорской в коллекциях Новосибирского государственного краеведческого музея. Каталог. Новосибирск: ГУК «Новосибирский государственный краеведческий музей», 2008. С. 28 65, 68 - 110.1. Музейные коллекции.

38. Постоянная экспозиция Хакасского республиканского краеведческого музея (г. Абакан РХ) 40 ед. хранения.

39. Постоянная экспозиция Тувинского республиканского краеведческого музея имени 60-ти богатырей Алдан-Маадыр (г. Кызыл РТ) - 30 ед. хранения.

40. Постоянная экспозиция и тувинская коллекция Минусинского регионального краеведческого музея им. Мартьянова 70 ед. хранения.

41. Постоянная экспозиция Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург РФ) 90 ед. хранения.

42. Изделия Центра художественных ремесел «Энчи» (г. Горно-Алтайск РА) -300 образцов.

43. Изделия Центра народных художественных промыслов «Кезер» (г. Горно-Алтайск РА) -300 образцов.

44. Изделия народного промысла «Турина гора» (г. Барнаул Алтайского края) -100 образцов.

45. Интервью с В.И. Хромовым художественным руководителем мастерской художественных изделий «Кезер» (г. Горно-Алтайск) -2005 г.

46. Интервью с Т.К. Бабрашевой директором Центра народных художественных промыслов «Энчи» (г. Горно-Алтайск) - 2004 г.

47. Интервью с к.и.н. А.В. Эдоковым искусствоведом, исследователем декоративно-прикладного искусства Алтая, преподавателем колледжа культуры и искусств Республики Алтай (г. Горно-Алтайска) — 2007 г.

48. Интервью с А. Гурьяновым художником и скульптором (г. Горно-Алтайск) - 2007 г.

49. Интервью с С.П. Лазаревым заслуженным художником России (г. Томск)-2007 г.

50. Интервью с А.В Сусловым членом Союза художников России (г. Новокузнецк) - 2007 г.

51. Интервью с О.В. Галыгиной директором галереи «Сибирское искусство» (г. Новокузнецк) - 2007 г.

52. Интервью с А.В. Ягодзинским — художником, художественным руководителем промысла в г. Бийске — 2005 г.

53. Интервью с В.М. Москвитиным — директором и художественным руководителем народного художественного промысла «Турина гора» -2006 г.

54. Интервью с А.В. Кудояровой — секретарем тувинского отделения Союза художников РФ 2006 г.

55. Акулич Е.М. Музей и регион. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. 472 с.

56. Алексеева В.К. Кооперативное движение в Сибири в конце XIX -начале XX вв. Новосибирск: Изд-во Нов. ун-та, 1993. 118 с.

57. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России. Учебное пособие. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005. 176 с.

58. Андреев Е.Н, Кустарная промышленность в России. СПб.: б.и., 1882.

59. Адрианов А. В. Об орнаменте у сибирских инородцев // Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде, декабрь 1911 — январь 1912 г. Пг., 1914. Т. I. С. 102 108.

60. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., Наука, 1984. 247 с.

61. Бадмаев А.А. Ремесла агинских бурят (к проблеме этнокультурных контактов). Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997. 160 с.

62. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. Художник, 1981. 352 с.

63. Бакушинский А. В.Искусство Палеха. M.-JL: Академия, 1934. 269 с.

64. Барабаш В.П. Развитие самодеятельного искусства в Красноярском крае в 1966-1985 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.и.н. Абакан, 2003. 27 с.I

65. Бардина Р.А. Товароведение изделий народных художественных промыслов и сувениров и организация торговли ими. Учеб. Пособие для проф.-техн. Учеб. Заведений и подготовки рабочих на произв. М.: «Высшая школа», 1972. 248 с.

66. Бауло А.В. «Тобольское серебро» в обрядах вогулов и остяков. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2009. 176 с.

67. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.

68. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Изд-во Советский писатель, 1990. 350 с.

69. Бетехтина Т.Г. К вопросу об определении понятия «кустарные промыслы» // Этносы и этнические процессы. Памяти Р.Ф. Итса. Сборник статей. — М: Наука, Изд. Фирма «Восточная литература», 1993. С. 321-328.

70. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 544 с.

71. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л.: Советский художник, 1968. 159 с.

72. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л.: «Искусство» Ленинградское отделение, 1975. 142 с.

73. Болдырев-Казарин Д.А. Народное искусство Сибири // Сибирская живая старина. 1994. № 2. С. 5-20.

74. Бочанова Г.А. Первые хозяйственные выставки в дореволюционной Сибири // Развитие культуры сибирской деревни в XVII начале XX вв.: межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск; Изд. НГПИ, 1986. С. 118-132.

75. Боярченко О.И. Тува в коллекциях музея им. Н.М. Мартьянова // Мартьяновские краеведческие чтения (2003-2004). Сборник докладов и сообщений. Выпуск III. Минусинск, 2005.

76. Брокгауз З.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XVII. СПб., 1886. С. 122.

77. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

78. Будегечи Т. Художественное наследие тувинцев. М.: б.и., 1995. 153 с.

79. 80. 81. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт тувинцев: Пособие для учителей.г.Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1996. 224 с.

83. Вайнштейн, С.И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1972. 276 с.

84. Вайнштейн С.И. Современное камнерезное искусство тувинцев // Советская этнография. 1954. № 3. С. 31-37.

85. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1972. 222 с.

90. Ведерникова Н.М. Особенности развития современного русского народного искусства // Закономерности развития искусства народных художественных промыслов. М.: НИИХП, 1991. С. 110-136.

96. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов (цз опыта работы НИИХП). Сб. науч. трудов. М.: НИИХП, 1985. 127 с.

113. XX век: Эпоха. Человек. Вещь. М.: Изд-во «Новый индекс», 2001. 206 с.

117. Дэвлет М.А. Петроглифы Улуг-Хема. М.: Наука, 1973. 120 с.

122. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX начало XX вв. Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. 838 с.

123. Иванов С.В.Орнамент народов Сибири как исторический источник. По материалам XIX-начала XX вв. Народы Сибири и Дальнего Востока. М.: Изд. АН СССР, 1963. 500 с.

124. Изобразительное искусство Алтая. Барнаул: Алтайское книжное издательство'. 1977. 104 с.

125. Ильин М. А. Русское народное искусство. М.: «Молодая гвардия», 1959.146 с.

126. Исаев А.А. О кустарном комитете по содействию кустарной промышленности. СПб.: б.и., 1896.

127. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974, 328 с.

128. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. JI.: Художник РСФСР, 1961.160с.

131. Канцедикас А.С. Уроки народного искусства. М.: Знание, 1972. 48 с.

132. Канцедикас А.С. Пути и методы возрождения традиций искусства народных художественных промыслов // Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов. М.: НИИХП, 1985. С. 3-21.

137. Кенин-Лопсан М.Б. Волшебник. Рассказ о народном камнерезе Монгуше Черзи. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1976. 24 с.

138. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. Учебное пособие. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2000. 230 с.

141. Кисель В. Камнерезное искусство Тувы // Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников девятого и десятого коллоквиума (10-14 октября 2000 г. и 9-14 апреля 2001 г.). СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002. С. 19-23.

142. Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры // Изучение истории культуры как системы. Новосибирск: ИИФФ, 1983. 80 с.

12 янв. 1991 г. Горно-Алтайск: б.и., 1993. С. 227.

149. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX середина XX века. М.: Наука, 1979. 208 с.

167. Мамонтова Н.Н. Художественные промыслы 1930-х гг. // Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность. / Сб. науч. тр. / отв. ред. Н.В. Черкасова. М.: НИИХП, 1991. 178 с.

с.

181. Народные (художественные промыслы РСФСР. История и современность. М.: НИИХП, 1991. 179 с.

182. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. 344 с.

183. Нескоров А.В. Тобольские изразцы как исторический источник // Русские старожилы. Материалы Ш-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (11-13 декабря 2000 г., г. Тобольск). Тобольск-Омск: ОмГУ. С. 400-403.

184. Николаев А.А. Промысловая кооперация в Сибири. 1920 1937 гг. Новосибирск: Наука, 1988. 272 с.

185. Новиков А.В Традиционное гончарство русского населения лесостепи Западной Сибири в конце XIX первой половине XX в. (вопросы технологии по этнографическим материалам) // Этнографо-археологические комплексы. Проблемы культуры и социума. Том 4.

186. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1999. С. 52 -76.

187. Октябрьская И.В. Из истории формирования этнографических фондов Томского краеведческого музея: коллекции и персоналии // Труды ТГОИАМ. Т.7. Томск, 1995.

188. Октябрьская И.В. Современное искусство тюркского мира // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 5. Барнаул: Изд-во БГГТУ, 2003. С. 81-85

189. Октябрьская И.В. Искусство народов Сибири: в поисках стилевого и этнического своеобразия // V конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. М., 2003. С.357.

190. Октябрьская И.В. Сибирский стиль. Коллекция С.К. Просвикиной // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. С. 187-190.

191. Октябрьская И.В., Павлова Е.Ю. История одной коллекции. Сибирский стиль в науке и искусстве начала XX в. // Памяти И.Н. Гемуева. Сб. науч. Статей и воспоминаний. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2007. С. 131-144.

192. Октябрьская И.В., Павлова Е.Ю., Сковпень А.В. Народные художественные промыслы современного Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 1 (37). С. 129-135

193.

с.

256. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука, 1988. 209 с.

276. Червонная С.М. Художники Республики Тыва. СПб.: Художник России, 1995. 184 с.

292. Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Вып. IV. Минусинск: тип-фия В. И. Корнакова, 1900. 212 с.

294. Яковлева Е. Г. Народное искусство западных и юго-западных районов Тувинской АССР // Сборник трудов НИИХП. М.: НИИХП. Вып. 3. 1966.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/narodnye-khudozhestvennye-promysly-sayano-altaya-v-kontekste-etnokulturnogo-razvitiya-rossii#ixzz3Zw9pjraJ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: