Введение. Глава 1. Народные промыслы Тувы: проблемы сохранения и перспективы

Оглавление

Введение… ……………………………………………………………….....3

Глава 1. Народные промыслы Тувы: проблемы сохранения и перспективы развития.....................................................................................

1.1. Народные художественные промыслы Тувы конца XIX -началаXXв.

1.2. Становление народных художественных промыслов Республики. Начало перспективы развития.

1.3. Традиционные народные промыслы Тувы в контексте становления художественных мастеров и народных умельцев республики.

Глава 2. Развитие народных художественных промыслов Тувы второй половины XX века.

2.1. Художественные промыслы в культурной жизни Республики в первой трети XX в.

2.2.

Глава 3. Основные тенденции развития художественных промыслов Тувы и ее возрождение во второй половине XX в.

3.1. Современное состояние народных художественных промыслов Тувы.

3.2. Основные тенденции в развитии современного народного творчества в контексте этнокультурного и социально-политического развития Саянского нагорья.

4.2. Современный Центры народных художественных промыслов и ремесел Республики Тыва.

Введение

В современном мире в контексте процесса глобализации, с одной стороны, и процессов автономизации активизируются процессы этнической самореализации, одним из инструментов которой является искусство. Развитие народных художественных промыслов Тувы связано с широким спектром вопросов, касающимся исторически

Неслучайно тема «Народные промыслы Тувы: проблемы сохранения и перспективы развития» была включена в программу конференции «» 2013г. В ходе работы конференции подчеркивалось, что универсальность народных ремесленных традиций Тувы и художественного творчества позволяет рассматривать их как маркер своеобразной этнической культуры народа.

Поднятые Конференцией проблемы являлись отражением тенденций, возникших в рамках местного назначения XX — XXI вв. Процессы суверенизации, начавшиеся в стране в 1990-е гг., привели к появлению ряда как субъекта федерации Республики Тыва. Процессы этнокультурного развития ее автономии выдвинула задачи сохранения и развития культурного наследия, в том числе художественных традиций Республики в целом и за ее пределами.

Вслед за «Указом о мерах государственной поддержки народных художественных промыслов» Российской Федерации (1994 г.) и законом «О народных художественных промыслах» (1999 г.), в регионах Южной Сибири были приняты законодательные акты и программы по поддержке и развитию национальных промыслов. Среди них закон «О культуре»; закон Республики Тыва от 30 ноября 1999 г. «О народных художественных промыслах». (Приложение А).

Интерес к декоративно-прикладному искусству в экономической, и культурной жизни республики выразился в появлении в Республике Тува –Центра Тувинской Культуры художественных ремесел и промыслов в 200..г. Одной из тенденций в развитии современного народного искусства стал поиск параметров этнической и национальной идентичности, что во многом явилось отражением мировых тенденций.

В 2003 г. ЮНЕСКО была принята «Конвенция об охране нематериального культурного наследия», где подчеркивалось, что процессы глобализации и социальных преобразований создают условия для возобновления диалога между сообществами, но вместе с тем являются источниками серьезной угрозы разрушения нематериального культурного наследия, которое, помимо прочего включает знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Искусство, которое нельзя потерять» - с начала 2000-х гг., эта формула обозначила идеологию возрождения народных промыслов, как части культурного наследия и символа национальной гордости России2.

Широкий интерес к сохранению и развитию народных художественных промыслов на местном уровне определил содержание современных исследований в этой сфере, в том числе актуальность данного исследования.

Объектом исследования было избрано В Законе РФ от 06.01.99 г. «О народных художественных промыслах» народный художественный промысел определяется как одна из форм народного творчества, «деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в

1 Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия // Национальный центр опеки наследия [Электронный ресурс]. URL: http:/Avww.ntrust.ru/public.crns/?eid=689705 (дата обращения 20.12.2008)

2 Лужков Ю.М. Искусство, которое нельзя потерять // Этносфера. 2010. № 3(138). С. 2-6. определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов»1.

Предмет исследования составляют Этнокультурные процессы как часть этнического индивидума, будучи обусловленная историческими, социально-экономическими, природно-климатическими и прочими факторами Республики Тыва.

Хронологические рамки исследования задаются началом формирования художественных промыслов в республике и за ее пределами.

Территориальные рамки исследования охватывают историко-культурную часть Саяно-Алтая, куда входит Тува, как субъект Российской Федерации.

Цель исследования заключается в том, чтобы, проследив становление и развитие народных художественных промыслов, выявить место народного искусства и художественных промыслов в этнокультурной жизни Республики, обозначить их роль в процессах этнической культуризации.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- дать характеристику феномена народных художественных промыслов Республики и показать их место в социо- и этнокультурных практиках данной местности.

Законодательство России. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» [Электронный ресурс] URL: http://www.bestpravo.ru/fedl998/data01/texl0087.htm (дата обращения: 5.10.2008).

2 Тавадов Г Т. Этнология: современный словарь-справочник. М.: AIIO «Диалог культур», 2007. С. 585-587. конца XIX до конца XX в., выделив периоды: конец XIX - начало XX в., первая треть XX в., вторая половина XX в.;

- осветить историю кустарных промыслов в Сибири, выявить предпосылки формирования народных художественных промыслов в конце XIX - начале XX в.;

- охарактеризовать традиционную художественную культуру Республики, выявить пути и результаты ее художественного освоения в профессиональном своеобразном искусстве, определить основные тенденции в развитии народных художественных промыслов в контексте социо- и этнокультурного развития народных промыслов, выделяя наиболее значимые периоды: первая треть XX в., вторая половина XX в., конец XX - начало XXI в.;

- выявить Центр современных народных художественных промыслов Тувы и дать их характеристику, включая механизм их становления, этнокультурную идентификацию, стилистические и концептуальные особенности.

Степень научной разработанности проблемы.

Данная работа продолжает цикл исследований, раскрывающих природу народного искусства и функции народных художественных промыслов в современном развитии Республики и за ее пределами, место художественных промыслов в национальной культуре.

Изучение народных промыслов в Республике началось во второй половине XIX в., когда в пореформенном обществе стали складываться представления о культурном наследии, появились публикации по истории художественной культуры и была обозначена проблема национального стиля.

Одним из первых к изучению традиций народного искусства в контексте идеологии национального возрождения обратился известный искусствовед и публисист России В. В. Стасов. Оценивая место народного искусства в мировом художественном процессе, он подчеркивал его глубокие корни и непреходящее значение для обновления и развития искусства профессионального1

Перспективы формирования национального стиля в Республике кроме прочего, связывались с бурным развитием художественных ремесел. Одновременно с теоретическими обобщениями в этот период собирались сведения о местных промыслах Тувы. При поддержке государственной структуры осуществляется описание творческого и экономического потенциала производящих месностей Республики Тыва. Публикации по проблеме имели информационный характер. Обобщенный в них материал отражал общие тенденции в развитии нескольких местных ремесленных центров республики.

Для сравнительного анализа в исследовании были использованы материалы исследований, посвященных ремеслам и художественным традициям отдельных регионов России, в том числе Сибири. Это работы К.В. Вяткиной, Орловой Е.П., И.А. Потапов, А.И. Савинова, А.А. Бадмаева, А.А. Валова и др.. Среди множества работ выделяются труды Н. В. Кочешкова по декоративно-прикладному искусству Центральной Азии4. Рассматривая традиционные ремесла монголоязычных народов, выдающийся искусствовед выявил особенности художественного творчества, присущие всем кочевникам. Универсальный характер, по его мнению, имела стилистика, основанная на коллективности эстетического мышления с присущей ей простотой и выразительностью форм, стремлением к целостности и

Понятие «народное художественное творчество» используется в современной науке, в том числе в данной работе, как собирательное понятие для обозначения художественной деятельности как в традиционных > (этнических), так и в современных формах. Один из известных культурологов современной России А. С. Каргин выделяет следующие формы народного художественного творчества — традиционный фольклор, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, художественную о самодеятельность и современное любительское искусство.

Народное художественное творчество включается в жизнедеятельность индивидов и социальных групп. В нем актуализируется картина мира, составляющая основу культуры — знания, ценности, нормы, образцы.

1 Гусев В.Е. Указ. соч.; Каргин А.С. Указ. соч.; Чистов К.В. Народные традиции и фольклор (очерки теории). Л.: Наука, 1986. 304 е.; Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X -XX вв. М.: Советский художник, 1974. 294 е., Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа. М.: Политиздат,'1974, 328 е.;Пропп В.Я. Фольклор и действительность // Избр. статьи. Сост. Б. H. Путилов. М.: Наука, 1976. 325 с.

2 Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. С. 3.:

3 Каргин А.С. Народное художественное творчество. С. 7.

Народное художественное творчество развивается от традиции к новации: его новые формы возникают в ответ на новые условия жизнедеятельности.

В целом, на основе выводов ряда исследователей, в том числе И. Михайловой, О. Д. Балдиной и др., народное искусство в данной работе рассматривается и как процесс, и как явление, имеющее синкретичный характер — в единстве творчества и хранения созданного; обмена, передачи и переосмысления информации из поколения в поколение1.

Важное место в определении народного искусства занимает феномен традиции. Ряд ученых (В. С. Воронов, В. М. Василенко, Т. М. Разина) традиционность народного искусства трактовали, в основном, как древность его образов, форм и приемов при их устойчивости и преемственности в освоении, ч то обусловливалось консервативностью крестьянского быта2.

Подобная точка зрения сложилась в начале XX в. Внутренняя связь художественного творчества, материальных потребностей и технического мастерства стала рассматриваться как главный признак и основание народного искусства. Повторяемость и единообразие художественного труда, по мнению исследователей, производили живой отбор, в результате которого* в художественно-ремесленном производстве оставались лишь лучшие достижения. Основными стилистическими чертами крестьянского искусства® являлись утилитарность, конструктивность декоративность и орнаментальность при исключительном обилие вариантов3.

Исследования 1960-1970-х гг. акцентировали проблему революционных новаций в культуре. В связи с оценкой достижений социалистического общества получил распространение критический подход4. Было сформулировано положение о косности народного искусства. Приверженцем таких взглядов являлся М. А. Ильин, понимавший под традицией частные моменты: сюжеты, мотивы, приемы, формы вне того органического целого, которое являло собой народное искусство. Он

1 Михайлова Л.И. Народная.художественная культура. С.39. БалдинаО.Д. Предметно-материальный мир традиционной народной культуры прошлого в условиях современности. 219 с.

2 Воронок B.C. Указ. соч.; Василенко B.M. Указ.соч.; Разина Т.М. Русское народное творчество. Проблемы декоратшшого искусства. М., 1970. 256 с.

3 Воронов B.C. О крестьянском искусстве. С. 28-39, 178-188.

4 Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: Политиздат, 1976. С. 436, 444, 445. подчеркивал консерватизм народных промыслов, лишенных связи с современностью. Единственно возможным путем развития, в его интерпретации, становилось поглощение народного искусства художественной промышленностью при формировании единого современного стиля1.

Подобные взгляды вызвали обоснованную критику в трудах А. Б. Салтыкова - выдающегося теоретика прикладного искусства2. Понимая традиции как явление, связанное не только с прошлым, но и с будущим, А. Б. Салтыков подчеркивал, что задача заключается не в сохранении формальных признаках народного искусства, но в воспроизведении целостности образной художественной системы в ее историческом развитии. «Всякий стиль, - писал ученый,- есть выражение духовного состояния народа своего времени. народ не останавливается в своем развитии. он постоянно меняется. и с этими переменами неизбежно связаны изменения художественного стиля»3. Этот подход получил развитие в работах М. А. Некрасовой, которая также рассматривала традиции как динамичное явление, способное адаптироваться к современности4.

Предметом особого внимания в трудах А. Б. Салтыкова и М. А. Некрасовой стала художественная система народных промыслов, которые рассматриваются как «одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов»5. Признаком промысла, развивающегося в реальном историко-культурном ландшафте, является его стилистическое своеобразие и профессионализм.

1 Ильин М. А. Русское народное искусство. М.: Молодая гвардия, 1959. 146 с.

2 Салтыков А.Б. Указ. соч.

3 Там же.

4 Некрасова М.А. Указ. соч.

5 Народное искусство России в современной культуре XX-XX1 век / авт.-сост., науч. ред. [вступ. ст.] М.А. Некрасова. М.: Коллекция, 2003. С. 96.

При этом следует подчеркнуть, что термин «промысел» в отечественных общественных науках имеет вариативную трактовку. С одной стороны, это добывающее производство, отличное от ремесла1. Для сельского ремесла и домашней промышленности было характерно соединение крестьянских технологий с местными источниками сырья, что создавало возможность для возникновения и развития товарного производства. Добыча и первичная обработка сырья формировали промысел сырья".

С другой стороны, промысел - это занятие, производство, доставляющее человеку средства существования. Именно в этом значении термин «промысел» закрепился за домашними ремеслами. В XIX в. появилась систематизация промыслов по отношению к традиционному хозяйству: «отхожим промыслам» были противопоставлены ремесленные занятия, развивавшиеся без отрыва от земельного надела и получившие название «кустарные промыслы»3.

Термин «ремесло», используемый в современной российской гуманитарной науке, имеет достаточно устойчивое содержание и включает понятие о мелком индивидуальном ручном производстве изделий на основе личного мастерства с применением простых орудий труда. В работах по эстетике и искусствознанию «ремесло» предполагает: ручное (рукодельное) мастерство, умения, определенные художественно-технические особенности изделий ручного исполнения4. Именно такая трактовка ремесел и промыслов использована в рамках данной квалификационной работы.

Общепризнанным в современной российской науке является положение о том, что становление народных художественных промыслов было обусловлено воздействием конкретных социально-экономических, природно-географических и социо-культурных условий.

Сохранение формы предметов народного искусства могло сопровождаться изменением их роли в быту и т.д.; со временем нивелировались утилитарная, магическая, охранительная, ритуальная функции, но одновременно усиливались познавательная, эстетическая и символическая функции1.

Носителями народных промыслов является мастера Тувы, социальные характеристики и мировоззрение которых также не оставались неизменными. Согласно выводам исследования современные мастера обладают техническим мастерством, культурой и творческим отношением к своей деятельности, опирающейся на знание традиций.

В контексте становления теории народных художественных промыслов в конце XX в. сложилось их определение в правовой сфере. В Законе РФ от 06.01.99 г. народный художественный промысел - это одна из форм народного творчества, направленная на создание утраченных художественных ценностей, осуществляя на основе коллективного освоения и преемственности

1 Канцедпкас А.С. Искусство и ремесло. С. 22-24, 28-30

2 Народное искусство России в современной культуре ХХ-ХХ1 век. С. 256. традиций1. Эта концепция, ставшая завершением общественного и академического дискурса в России по поводу содержания народного искусства и народных художественных промыслов, определила основные теоретические и научно-практические положения данной работы.

Методы сбора и анализа материала.

В основу квалификационной работы были положены общенаучные принципы организации исследования. На основе сбора исходной информации (по материалам прессы, по литературе) были определены зоны и основные направления полевых исследований. Сбор материала осуществлялся в ходе экспедиций, которые проводились на протяжении 2004-2009 гг. в Республике Тыва (РТ), а также в Алтайском крае (А1<). Полевые работы включали: включенное наблюдение в ходе проведения этнических фестивалей и фестивалей ремесел, работу в художественных мастерских, интервью с мастерами промыслов, работу с региональной прессой.

Выполнение квалификационной работы опиралось на комплексное методическое обеспечение. Большое место в исследованиях занимало изучение архивных источников. Историко-сравнительный и системно-типологический подходы определили методы интерпретации материала. При анализе изделий народных художественных промыслов с целью выявления их художественно-образных особенностей были применены сравнительно-описательный, типологический метод и метод семантических интерпретаций, характерные для этнографических и искусствоведческих исследований.

При анализе публицистических материалов и газетных публикаций с целью выявления социального н этнокультурного контекста развития художественных промыслов и ремесел в Саяно-Алтайском регионе использовались методы качественного контент-анализа.

Источниковая база исследования формировалась на основе комплексного системного подхода. Первую группу источников составляют

Законодательство России. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» [Электронный ресурс] URL: http://www.bestpravo.ru/fedl998/data01/texl0087.htm (дага обращения: 5.10.2008). нормативно-законодательные документы, в том числе: законы о культуре, о культурном наследии, о народных художественных промыслах, о звании народного мастера РА, РХ, РТ. Эти документы определяют легитимное содержание основных понятий, связанных с явлением народного искусства, обозначают меры государственной поддержки народных художественных промыслов. Нормативные документов позволяют проследить основные направления культурной политики в регионах Южной Сибири, проанализировать общественные отношения в связи с проблемой сохранения и развития- традиций и художественного наследия региона. Их дополняют республиканские программы сохранения и развития народных художественных промыслов, программы популяризации культурного наследия и развития культурного туризма РА и РХ. В них дается официальные оценка и анализ состояния народных ремесел, обосновываются цели и задачи реализации стратегий национального (этнокультурного) возрождения.

Делопроизводственные документы официальных учреждений, общественных организаций, культурных центров, музеев, домов культуры и центров промыслов составляют вторую группу источников диссертации. К этой группе относятся хранящиеся в Центральном государственном архиве РХ и в Отделе документов новейшей истории Центрального Государственного архива РХ (г. Абакан, РХ) документы: отчеты о работе отделов культуры и пропаганды Хакасского обкома ВКПб (Ф. 2), Обкома КПСС, Министерства культуры РХ (Ф. 917); документы Хакасского филиала Российского фонда культуры (Ф. 920); документы Хакасского областного Дома народного творчества (Ф. 618), Хакасского областного (Республиканского) Дома культуры - Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева (Ф. 619) - в общей сложности более 90 единиц хранения.

В Государственном архиве РА и в Государственной архивной службе РА хранятся: отчеты о работе Горно-алтайского областного краеведческого музея, Управления культуры Горно-алтайского облисполкома (Ф. 190) - в общей сложности около 20 единиц хранения.

К тому же типу источников относятся документы Тувинского отделения Российского творческого союза работников культуры и экспериментального предприятия народно-художественных промыслов и сувениров (г. Кызыл РТ) из Центра архивных документов партий и общественных организаций РТ (Ф. 356, 365, 372) - в общей сложности около 70 единиц хранения. В этих документах содержится информация о работе учреждений культуры и искусства, о проведении выставок, смотров художественной самодеятельности, семинаров, конференций; отчеты об экспедициях, состоянии и развитии ремесел, карточки, списки, характеристики мастеров, буклеты, каталоги выставок, описания изделий.

Анализ этих материалов позволяет рассмотреть современные тенденции развития художественных ремесел и народного творчества в регионе, с одной стороны, и деятельность государственных и общественных органов в деле развития и пропаганды народного искусства, - с другой.

Третья группа источников включает вещественные (изобразительные) предметы - изделия народных художественных промыслов из экспозиций и фондов: Хакасского республиканского краеведческого музея им. JI. Р. Кызласова (г. Абакан РХ) - около 40 ед. хранения; Тувинского республиканского краеведческого музея имени 60-ти богатырей - Алдан-Маадыр (г. Кызыл РТ) - около 30 ед. хранения; Минусинского регионального краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова - около 70 ед. хранения; Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург РФ) - около 90 ед. хранения.

Важную часть источниковой базы составляют также: изделия Центра художественных ремесел «Энчи» г. Горно-Алтайска РА — более 300 образцов, изделия Центра народных художественных промыслов «Кезер» г. Горно-Алтайска РА - более 300 образцов, изделия народного промысла «Турина гора» г. Барнаула Алтайского края - более 100 образцов, эталонные образцы Союза художников Республики Тыва (г. Кызыл РТ) - около 50 образцов, изделия предприятия народно-художественных промыслов и сувениров г. Кызыла РТ — около 50 образцов. Вещественные источники являются основой для характеристики основных идейно-художественных, технических и стилистических особенностей промыслов. Репертуар изделий дает возможность проанализировать соотношение традиций этнического искусства и новаций, способы и пути художественного отражения этнических ценностей и образов в современной культуре.

Четвертую группу источников составляют материалы региональной прессы. В ходе исследования были проанализированы материалы газеты «Сибирская жизнь» конца XIX — начала XX в., а также современные официальные издания — русскоязычные газеты - «Звезда Алтая» (г. Горно-Алтайск РА), «Тувинская правда» (г. Кызыл РТ), «Хакасия»/ «Советская Хакасия» (г. Абакан РХ) в диапазоне с 1991 по 2007 гг. Учредителями изданий являются республиканские структуры власти. Газеты выражают официальную позицию политического руководства и формируют государственные концепции роли и места традиционного художественного наследия и народных художественных промыслов и ремесел в жизни республик Южной Сибири и России в целом.

Пятая группа источников - полевые материалы автора. Исследования проводились в Алтайском крае - в г. Бийске, г. Барнауле, в Бийском р-не и в Республике Алтай - в г. Горно-Алтайске, в Турочакском и Онгудайском р-х; в Республике Хакасия — в г. Абакан и Аскизском р-не; в Республике Тува — в г. Кызыл. Сбор материалов и работа с мастерами проходила в рамках национальных праздников - Тун-Пайрам РХ 2007, 2009 гг., Эл Ойын РА 2004, 2006, 2008 гг. В ходе полевых исследований был создан обширный фонд фотографий, составлены списки мастеров, проведены описания их изделии.

Во время экспедиций были проведены интервью по вопросам истории формирования и основным направлениям развития народных художественных промыслов: с художественными руководителями и мастерами центров художественных изделий из городов Горно-Алтайска,

Барнаула, Бийска, Абакана, Кызыла; экспертные интервью с художниками и преподавателями основ художественного ремесла; экспертные интервью с руководителями Домов культуры и Центров народного творчества РА, РХ, РТ.

В целом, формирование источниковой базы данной работы определял комплексный подход. Объем и качество привлеченного материала позволили решить задачи, поставленные в данном исследовании.

Научная новизна исследования заключается в том, что при всем многообразии исследований, касающихся развития народного искусства в контексте этнокультурной истории Республики Тыва её комплексное изучение тенденций развития народных художественных промыслов Саяно-Алтайского региона осуществляется впервые. Это определяет научную значимость работы. Впервые в ходе этнографических исследований в Республике Алтай, Республике Тыва, в Республике Хакасия и в Алтайском крае дается оценка роли искусства в процессе актуализации этнического самосознания народов региона. В результате исследования в научный оборот вводится новый материал, в том числе уникальный фонд изобразительных источников, документальных и архивных материалов.

Научно-практическая значимость исследования. Теоретические выводы и практический материал данной работы могут быть использованы в сфере (преподавания вузовских курсов этнографии и этнологии, культурологии, истории художественной культуры и искусства, при разработке спецкурсов и учебных пособий по избранной проблеме.

Выводы могут быть использованы в методическом обеспечении административных практик возрождения народных промыслов на региональном и республиканских уровнях. Они также представляют интерес в рамках региональных программ сохранения культурного и художественного наследия Республики Тыва.

Структура исследования. В основу настоящей работы положен проблемно-хронологический принцип. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений и приложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: