Методы исследования в гуманитарных науках: беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами и на которые даются ответы в письменной форме.

Существует несколько видов анкетирования:

- контактное анкетирование - осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемым;

- заочное - организуется посредством корреспондентских связей, т.е. анкеты с инструкциями рассылаются по почте, заполняются адресатами, затем возвращаются в адрес исследовательской организации;

- прессовое - реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция обрабатывает и оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Различают типы анкет:

- открытая анкета, которая содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов для выбора испытуемыми. Она требует самостоятельного конструирования ответа участниками;

- закрытая анкета, которая построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемыми ответы. Участники выбирают один из готовых ответов;

- смешанная анкета, которая содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в тоже время оставляются свободные строки для формулирования ответов, выходящих за пределы предложенных вопросов;

- именная анкета, требующая указать фамилии испытуемых;

- анонимная - без указания фамилий испытуемых;

- пропедевтическая, которая предполагает предварительное испытание путем так называемого «пилотажа», т.е. пробное анкетирование на нескольких испытуемых. После этого дорабатываются формулировки вопросов, тиражируются анкеты в достаточном количестве и выбирается тип анкетирования.

Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты. Техника обработки анкет определяется как числом лиц, вовлеченных в опрос, так и степенью сложности и громоздкости содержания анкеты.

Главная проблема составления качественных анкет заключается в качестве вопросов. Какой вопрос - такой ответ. В анкете не должно быть вопросов, провоцирующих определенный, желаемый тип ответа. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо задавать непрямые завуалированные вопросы, чтобы испытуемый не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты.

Не следует применять плохо разработанных анкет, лучше использовать профессионально составленные анкеты.

Беседа - диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. Исследователи всех времен в беседах получали, как отмечает Подласый И.П., такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются чувства и намерения, оценки и позиции, отношение людей к миру. С помощью беседы можно получить определенную информацию о нравственно-духовных, социально-политических, эстетических и других, а в целом мировоззренческих взглядах испытуемых.

Но беседа считается очень сложным и не всегда надежным методом. Поэтому она применяется как дополнительный метод для получения необходимых уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании других методов.

Беседа может быть индивидуальной и групповой (коллективной).

Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться, особенно коллективным, фронтальным беседам, посвященным формированию, а в исследовании выявлению тех или иных личностных качеств.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять оттенок субъективизма, используют специальные меры:

- наличие четкого, продуманного плана беседы с учетом

особенностей личности собеседника;

- обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;

- варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

- умение использовать ситуацию, проявляющуюся в находчивости в вопросах и ответах.

Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.

К общим правилам использования беседы относятся:

1) выбор компетентных респондентов;

2) сообщение и обоснование мотивов исследования.

3) формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и другие.

Практикуются открытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы.

Методу исследовательской беседы близок метод интервью. Он используется редко в педагогических исследованиях и не находит широкой поддержки среди исследователей. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение, публичное высказывание точек зрения, оценки испытуемого по изучаемому вопросу. Исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.

Правила интервьюирования, как и беседы, включают создание условий, располагающих к искренности испытуемых. Считается, что лучше, если ответы респондента не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти исследователя. Не допускается превращение беседы и интервью в допрос.

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование. Слово «тест» в переводе с английского означает опыт, проба, задача, испытание.

Тестирование - это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики. От других методов исследования тестирование отличается точностью заданий, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Тестирование возникло в 80-90 гг. XX века для изучения индивидуальных различий людей. Позже оно получило свое дальнейшее развитие и активно использовалось в психологии. Основы психометрического тестирования были заложены Б. Анри и А. Бине. Особенно развитой считается сегодня американская отрасль тестологической индустрии, создавшая международные тесты для сравнения показателей, достигнутых в образовании и развитии детей и взрослых. Все большее распространение получают компьютерные программы тестирования.

Различают тесты для выявления успеваемости, для профессиональной предрасположенности и пригодности, тесты креативности (творческих способностей), тесты личностных характеристик, тесты интеллектуального развития, которые стали неотъемлемой частью широкой учебно-воспитательной практики. Широкое применение получили тесты для диагностики уровня обученности и степени обучаемости.

Различают обучающие тесты и контрольные тесты. Оба вида предполагают составление тестовых заданий.

Известны разные тестовые задания:

- тестовые задания на определение соответствия правильному варианту, последовательности;

- задания на умение выявлять, распознавать, искать определенный объект;

- классифицировать по заданным признакам;

- задания, в которых надо заполнять пропуски;

- тестовые задания с выбором ответа (да, нет, не знаю) и с усложненным выбором ответа (предполагающим ответ кроме «да», «нет», «не знаю»).

Существуют сборники психологических и педагогических тестов разных авторов, которые могут быть использованы в практической деятельности.

В психолого-педагогической литературе предлагается длинный ряд вариативных форм методики теста, который содержит в себе проблему аксиологического плана:

- знаменитая методика ТАТ (тематический апперцептивный тест) в разных модификациях, к примеру, модификация палочных человечков (пиктограммы), рисунок - рожиц и т.д. С их помощью можно выявить этические отношения к другому человеку;

- дактилограмма;

- методика ассоциативного теста;

- незавершенный рассказ;

- прерванный диалог;

- недописанный диалог;

- недописанный тезис;

- ранжирование;

- фантастический выбор;

- пишу письмо;

- тест выборочного решения (напр., Вы опаздываете на занятие (на работу....). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?).

Среди методов психолого-педагогических исследований большое распространение имеет социометрический метод (или метод изучения групповой дифференциации). Он служит средством изучения и измерения скрытых межличностных отношений в коллективе, где партнеры знают друг друга. Этот метод предполагает постановку вопросов типа: «С кем бы ты хотел (не хотел) пойти в разведку, в турпоход, играть в одной команде, сидеть за одной партой; «Кому бы ты доверил (не доверил) свою тайну» и т.д. Возможен такой вариант: на каждый вопрос иногда дается возможность три раза выбрать: «Напиши сначала фамилию того, с кем бы ты более всего хотел...., потом напиши фамилию, с кем бы ты хотел после первого, затем третью фамилию».

В результате у одних членов коллектива - наибольшее число выборов (т.е. симпатизирующих или не симпатизирующих), у других -наименьшее. Отсюда появляется возможность судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, в группе, выявлять внутриколлективные группировки, лидеров. Полученные данные можно представить в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм и можно сделать количественную обработку результатов.

Окружность с номерами и линиями взаимного расположения испытуемых друг к другу (каждому номеру в круге соответствует номер фамилии ученика или студента в списке).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: