Методика описания методологического аппарата написания диссертационной работы

Методологический аппарат исследования помещается во введении диссертации и автореферата, но введение пишется всегда после написания самой диссертации.

Содержание введения – это заключительный итог, повторное осмысление всей структуры и содержания научной работы.

Требования к оформлению автореферата: актуальность; степень изученности темы; формулировка проблемы; объект и предмет исследований; цель; гипотеза и задачи; теоретико-методологические основы; методы и этапы; научная новизна; основные положения, выносимые на защиту; практическое значение исследования; достоверность и обоснованность результатов; апробация и внедрение результатов; структура диссертации.

Характеристика элементов структуры диссертации: введение; три главы; заключение; список литературы; приложения.

В среднем диссертация должна занимать 150 страниц печатного текста.

Актуальность – понимается степень важности темы в данный момент, а важность исследования заключается в обосновании положительного эффекта, который может быть достигнут в результате исследования.

На основании выявленных недостатков по теме формулируется проблема.

Проблема – это трудность, задача, преграда. Это форма научного знания, которое определяет границы развития нового знания..

Этапы постановки проблемы:

- осмысление границ известного по теме (история вопроса и современное состояние ее разработки);

- уточнение формулировок, терминов и понятий;

- проверка истинности всех предпосылок;

- критическое осмысление собранного материала.

Таким образом в проблеме соединены знания о незнании и предположения о принципах изучения явления.

Объект – метод научного поиска или то, где мы ищем что-то новое.

Предмет – рассматривает конкретную сторону темы и отвечает на вопрос «что мы ищем?».

Категории объект и предмет можно рассматривать как общее и частное.

Тема диссертации должна отражать и предмет и объект.

Цель исследования – научный результат, к которому стремится исследователь в конце исследования.

Формулируется цель словами «разработать». Цель должна раскрывать аспекты: идея исследования; сущность изученности явления; тенденции, стадии и этапы; условия создания положительного эффекта; пути управления процессом изложения; обоснование гипотезы исследования.

Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели.

Гипотеза требуется в тех случаях, когда есть эксперимент, она необходима при объяснении причинно-следственных связей.

Гипотеза м/б двух или трех составная, включает утверждения, предположения и научное обоснование.

В предположении рассматриваются требования гипотезы: 1) логическая простота и непротиворечивость; гипотеза – система суждений; она соответствует установленным в науке закономерностям; 2) вероятность предположения; 3) широта применения; 4) концептуальность.

Гипотеза должна иметь научную новизну и верификацию.

Стадии формирования гипотезы:

- накопление фактического материала;

- выведение следствия из сделанного предположения;

- проверка полученных выводов на практике;

Если выявленные предположения соответствуют фактам, то гипотеза считается основательной.

Задачи представляют собой частные цели в условиях проверки гипотезы. Задачи формулируются словами «изучить», «проверить», «решить» и др.

Главные задачи:

- выявление сущностных признаков;

- обоснование путей решения проблем.

Методологические основы выражаются в философских концепциях, теориях, положениях конкретной науки или научной проблемы.

Кроме методологических основ в научном аппарате диссертации следует указать теоретическую основу исследования. В качестве нее указывают фундаментальные теории, идеи, концепции.

Положения, выносимые на защиту: концепция, методика, принципы и критерии. Они отражаются в основном содержании автореферата.

В научной новизне д/б указаны теоретические положения, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы; уточнение понятий и/или их новая интерпретация; результативность высказанных предположений и обоснованность их эффективности.

Теоретическая значимость формулируется как получение более высоких результатов в результате внедрения предположений.

Практическая значимость представляет собой проявление результатов исследования на практике и возможное улучшение дел на практике.

Апробация и достоверность – издание статей, выступление на научных конференциях, публикация трех ВАКовских статей идр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: