Информационное влияние. Информационное влияниенапрямую связано с тем, что членство в группе удовлетворяет потреб­ности человека в информации

Информационное влияние напрямую связано с тем, что членство в группе удовлетворяет потреб­ности человека в информации, о чем мы говорили во второй главе. Когда мы решаем, потратить ли деньги на новый фильм, мы можем спросить у дру­зей или свериться с мнением кинокритиков. Ин­формационное влияние заставляет нас реинтерпре-тировать ключевые аспекты вопроса или повторно их обдумывать (Campbell, Tesser & Fairey, 1986).


 

Глава 5



Влияние тендера, статуса и культуры на конформность

Конформность — это область, которую изучали с позиции влияния культуры, статуса и половой принадлежности. Было проведено несколько обзо­ров исследований конформности по методике Аша (Mann, 1980; Smith & Bond, 1994), в которых выяс­нилось, что уровни конформности существенно от­личаются в различных Культурах. Конформность у племени банту в Африке и у учителей на Фиджи была выше, чем у американских испытуемых Аша, по данным более чем половины испытаний. В Гер­мании, Японии и Бельгии уровень конформности оказался в целом ниже — около 20%.

Низкий уровень конформности у японцев удив­ляет, учитывая то, что для японской, сугубо кол­лективистской культуры характерен приоритет ин­тересов группы. Триандис (1994) объясняет эти ре­зультаты, опираясь на концепцию поведения во внутренней группе и внешней группе.

Определение внутренней группы в разных куль -турах отличается. В одних культурах размер внутрен­ней группы очень маленький (например семья в юж­ной Италии в 50-х годах XX века), а остальные груп­пы не имеют значения; в других культурах есть несколько важных групп, и некоторые из них доста­точно большие (например, в Японии вся страна яв­ляется такой группой).

(Triandis, 1994, р. 113)

Триандис выяснил, что тип культуры или обще­ства в значительной степени влияют на уровень конформности. В густонаселенных странах с иерар­хической культурой, как и в низших классах инду­стриальных обществ, людей приучают к конфор­мизму с детства (Kohn, 1969). С другой стороны, охотники, собиратели и высшие социальные клас­сы в индустриальных культурах воспитывают детей в духе индивидуализма и приучают полагаться только на себя. В Японии подставные лица в иссле­дованиях конформности были восприняты как чле­ны внешней группы.

Когда члены коллективистской культуры считают­ся более конформными, это, как правило, относится к их конформности во внутренней группе. Такие люди менее конформны во внешних группах по сравнению с представителями индивидуалисти­ ческих культур.

(Triandis, 1994, р. 230)

Этот эффект в значительной степени проявился в Японии, где 34% испытуемых дали антиконфор­мистские ответы — неверные ответы, — при том, что большинство давало правильный ответ.

Влияние статуса на степень конформизма соот­ветствует здравому смыслу: люди с более низким статусом более склонны к конформизму и больше считаются с мнением людей выше статусом. Строд-тбек и Липински (Strodtbeck & Lipinski, 1985) вы-


яснили, что присяжные обычно выбирают в каче­стве старшины людей с более высоким социально-экономическим статусом. Мнение людей с более высоким статусом, как правило, более весомо; в одном из исследований коэффициент корреляции между личным мнением в отношении разбираемо­го дела перед обсуждением и конечным решением присяжных составил +0,50 для людей с высоким статусом и +0,2 для людей с низким статусом (Strod­tbeck, James & Hawkins, 1957).

Влияние тендера на конформность — более слож­ное явление.

Многие годы социальные психологи утверждали, что женщины легче поддаются влиянию и более кон­формны, чем мужчины. Последние исследования показывают, что гендерные различия могут быть статистически значимыми, но они невелики.

(Matlin, 1997, р. 250)

К тому же в более поздних исследованиях, напри­мер, в работе Игли и Хрвала (Eagly & Chrvala, 1986), выяснилось, что серьезные тендерные различия в конформности наблюдались только у студентов колледжей в возрасти девятнадцати лет и старше. Более молодые студенты обоего пола были более конформны, чем старшие студенты (возможно, из-за статусных различий).

Игли и Вуд (Eagly & Wood, 1982) выделяют две причины, по которым женщины легче поддаются влиянию. Традиционная гендерно-ролевая социали­зация научила женщин быть уступчивыми по отно­шению к мужчинам, а мужчин более настойчивы­ми и влиятельными. Женщины традиционно обла­дают меньшим статусом в обществе, а, как мы уже говорили, люди ниже по статусу более конформны.

Однако, проведя метаанализ исследований кон­формного поведения, Игли и Карли (Eagly & Carly, 1981) сделали интересное открытие. Они выясни- i ли, что мужчины-исследователи по сравнению с ис- I следователями-женщинами выявляли большие ген- * дерные различия в уступчивости и конформности. Холл (Hall, 1978) в метаанализе способности испы­туемых определять эмоции выявил по сравнению с женщинами-исследователями менее выраженные гендерные различия.

Таким образом, получается, что пол авторитет­ной фигуры подкрепляет сексуально-ролевые сте- i реотипы и влияет на результат. Если половая при- г надлежность экспериментатора до такой степени ' влияет на результаты, мы имеем основания усом­ниться в существовании реальных различий вне зависимости от контекста.

Изменяли ли вы когда-нибудь свою внешность или поведение, чтобы быть принятым группой? В каком возрасте вы больше всего хотели при­внести эти изменения? Обсудите, почему вы от­ветили именно так.


Влияние в группах

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow