Нормативное влияние. Наше поведение по большей части управляется нормами группы — неписаными правилами поведе-* ния, о которых мы говорили в цервой главе

Наше поведение по большей части управляется нормами группы — неписаными правилами поведе-* ния, о которых мы говорили в цервой главе. Поче­му люди следуют нормам определенной группы? В силу нормативного влияния они хотят,-чтобы их воспринимали как члена группы и принимали в этой группе. Нарушение групповых норм может привести к понижению статуса или к исключению из группы. Нормы в отношении внешнего вида, на­пример, часто используются в качестве идентифи­катора членов группы: в 70-х хиппи узнавали по длинным волосам, бусам и длинным платьям; пан­ки носили пирсинг где только можно, черную кожу с огромным количеством заклепок, брили головы или красили волосы в разные цвета; готы 90-х — облегченный вариант панков — красили губы чер­ной помадой, использовали черный лак для ногтей и тени для век, а также длинные черные одежды, напоминающие об эпохе Возрождения (или о вам­пирах).

В моем первом университете я преподавала на двух факультетах — психологии и бизнес-управле­ния. У студентов этих двух факультетов разитель­но отличались нормы внешнего вида. В группе пси­хологов студенты приходили в класс в джинсах и


неформальной повседневной одежде. Студенты-бизнесмены выглядели по-деловому (галстуки и костюмы у мужчин и туфельки на каблуках у жен­щин). Стоило мне появиться на одном из факуль­тетов в «неправильной» одежде, и нарушение норм с моей стороны обязательно комментировали.

Иногда крайняя степень следования нормам груп­пы проявляется, когда группа чувствует, что ей что-то угрожает. Хостетлер (Hostetler, 1993) пишет о феномене сверхконформности, иногда наблюдае­мой среди «амиш», религиозной группы, живущей очень просто и «нетехнологично» и считающей, что общество их постоянно притесняет (Амиш Старого Порядка часто даже не проводят электричество в свои дома и для застегивания одежды используют булавки, а не пуговицы, причем количество цветов одежды строго ограничено).

Поведение членов протестантской общины амиш строго контролируется правилами и нормами

Взрослые'мужчины из секты амиш, излишне строго следующие правилам, отращивают волосы немного длиннее, чем того требует Орднунг, просто «на всякий случай». Старики и старейшины секты часто ограничивают себя в повседневной жизни больше, чем нужно, просто чтобы исключить любую возможность критики. Некоторые пожилые амиш из очень консервативных групп говорят о том, что воло­сы сейчас носят длиннее, чем пятьдесят лет назад.

(Hostetler, 1993, р. 369)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: