Влияние культуры на подчинение

Межкультурные различия выявляются при изу­чении подчинения не в меньшей степени, нежели в исследованиях конформности (см. упоминавший­ся обзор Smith & Bond, 1994). У немцев, например, уровень подчинения оказался выше, чем в исследо­ваниях Милграма, — около 85%. Соответствующие исследования, которые провели Мейюс и Раймей-керс в Голландии (Meeus & Raaijmakers, 1985, цит. по Smith & Bond) и Миранда и др. в Испании (Miranda et al, цит. по Smith & Bond), выявили наи­больший уровень подчинения — более 90%. Испан­ское исследование проводилось на студентах, а гол­ландское — на общей выборке населения.

А вот австралийцы, например, продемонстриро­вали достаточно низкий уровень подчинения — около 40% в самых экстремальных условиях (Trian-dis, 1994). Тем не менее три серии экспериментов, проведенные в Австралии с привлечением студен­тов (см. Smith & Bond, 1994), включая эксперимент,


г

о котором упоминает Триандис (все эти исследова­ния провели Килэм и Манн (Kilham & Mann, 1974)), показали, что у студентов-мужчин уровень подчи­нения составил 40% в одном исследовании и 50% в другом, а у студенток этот показатель составил все­го 16%. Между тем Милграм в повторном экспе­рименте с привлечением испытуемых-женщин выяснил, что американские женщины столь же по­слушны, как и мужчины. Естественно, культурные различия влияют на подчинение авторитету.

Можно привести совершенно жуткий пример подчинения из реальной жизни — групповое само­убийство в Народном Храме в Джонстауне, Гайана, 18 ноября 1978 года, которое было совершено по приказу Преподобного Джима Джонса, лидера группы (Hall, 1987). Более 900 человек встали в очередь, чтобы по приказу Джонса выпить отрав­ленный напиток. То, что самоубийства по большей части были актами абсолютно добровольными, до­казывают видеозаписи этого события и положения тел на земле. На кассетах несколько людей все же осмеливаются спросить, что происходит, но их го­лоса заглушаются криками толпы. Цианид действу­ет очень быстро, поэтому людей, принявших яд, попросили поскорее отойти на достаточное рассто­яние, чтобы их тела не создавали пробку на пути остальных членов секты. Найденные тела лежали аккуратными рядами.

Почему Джонс получил такую власть над людь­ми? Джонс был мастером создания ситуаций и обу­чения последователей подчинению своим прика­зам. Он перевозил своих людей несколько раз — со Среднего Запада в город Юкиа в Калифорнии, по­том в Сан-Франциско и, наконец, в изолированный комплекс, окруженный джунглями Гайаны. Каждый переезд осложнял общение членов секты с их семь­ями, а последний переезд вообще ограничил их кон­такт с внешним миром, что сделало сектантов пол­ностью зависимыми от Джонса с точки зрения ин­формации и ресурсов. Джонс поощрял разрыв с семьями, даже между мужем и женой или родите­лем и ребенком, что еще больше повышало зависи­мость сектантов.

Для окончательного разрушения отношений меж­ду членами группы и всеми прочими людьми, кро­ме него самого, Джонс приказал членам группы вступить в сексуальный контакт с кем-то чужим (не со своим супругом), по большей части с ним самим, и потребовал, чтобы родителил подписались под договором о передаче своих детей под его опеку. Обрыв всех связей с внешним миром предполагал также передачу земли членов группы в собствен­ность Джонса. Таким образом, членам группы было не к кому и некуда уйти.

Джонс создал новую «семью» и сделал себя «от­цом» группы. Играя роль старейшины, он зашел на­столько далеко, что начал фальсифицировать чуде­са, чтобы последователи поверили в его святость (Kilduff & Javers, 1978). Тех, кто не верил в его чу­деса и выражал сомнение, он наказывал. Тех, кто уходил из группы, часто находили мертвыми, при­чем умирали они не естественной смертью.


____________________________ Глава 5

В конце концов Джонс переформулировал поня­тие суицида, сместив акценты с физической смер­ти на «уход» в лучший мир, и провел репетицию для проверки твердости веры сектантов. Эта репетиция в точности повторяла реальные события — за ис­ключением того, что в пунше не было яда, — и ее целью было отвлечь людей от идеи смерти.

В день реального самоубийства миссия, в составе которой были конгрессмен Лео Райан и семьи не­которых членов группы, прибывшие в Гайану для того, чтобы проверить ситуацию в общине, попала в засаду, когда возвращалась к самолету, чтобы вернуться в США. Группа вооруженных людей из Джонстауна перехватила делегацию на взлетной полосе, убив Райана, трех журналистов и одного из перебежчиков и ранив при этом еще одинадцать че­ловек (Internet, www.rnayhem.net/Crinie/cults.html).

В Джонстауне Джонс часто приводил в пример библейскую историю крепости Масада, когда целая еврейская община выбрала самоубийство, чтобы достойно уйти из жизни, а не быть перебитыми римскими воинами, осадившими крепость. Он так­же молился, чтобы джунгли, окружавшие Джонста­ун, сомкнулись перед вооруженными агентами ЦРУ, чьей целью было разрушить их рай. Получив изве­стия о смерти Райана, Джонс объявил, что монас­тырь находится под угрозой захвата агентами ЦРУ. Все, что потребовалось ему для того, чтобы в тот трагический вечер осуществить свой замысел и повторить библейскую трагедию — один-един­ственный приказ.

ЯЧЕЙКА ТРЕТЬЯ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: