Жизнь покажет

Какими бы разными ни казались нам эти три основных типа социальных дилемм, все они реша­ются по одному и тому же принципу. Как нам по­способствовать кооперации и воспрепятствовать отступничеству? Единственный по-настоящему действенный способ разрешения социальных ди­лемм — изменить вознаграждение за кооперативное поведение. Сама структура дилеммы узника прово­цирует участников на отступничество. Я добьюсь максимального результата, если спровоцирую вас на кооперативные действия, а сама обману вас и пой­ду на попятную. Если говорить о структуре дилем­мы общественных благ, то зачем мне вносить собст­венный вклад, если можно получить необходимый ресурс, не прилагая никаких усилий? И, в конце концов, почему именно я должна вызваться добро­вольцем, если эту почетную миссию с тем же успе­хом может выполнить кто-то другой?

Как жаль, что склонность к кооперации не может усиливаться в процессе социализации, и люди пред­почитают действовать более конкретно, исходя из материалистических соображений: «А что мне это даст?» Таким образом, обещая вознаграждение за кооперативное поведение, вы побуждаете индиви­дуалистов отказаться от отступничества и перейти к кооперации. Кооператоры не создают никаких проблем, а конкуренты никогда не прекращают со­стязание. С ними ничего не поделаешь. Но если мне удастся сделать так, чтобы кооперативное поведе­ние сулило более «увесистое» вознаграждение, чем отступничество, причем в короткий срок, то есть надежда, что ему будут чаще отдавать предпочтение не только кооператоры, но и индивидуалисты.


 

Социальные дилеммы: частный случай конфликта



Резюме

В этой главе мы подробно рассмотрели особый тип конфликтов — социальные дилеммы. В таких ситуациях взаимозависимости изначально заложен конфликт между тем, что больше всего устраивает человека, и тем, что выгодно группе. Нередко по­ступки, обещающие сиюминутную выгоду, приво­дят к пагубным последствиям в будущем. Мы оце­нили личный вклад человека с позиций социальной ориентации, доверия, интерперсональной ориента­ции, культуры, к которой он принадлежит, и его половой принадлежности. Кроме того, мы обсуди­ли роль матрицы выигрышей в определении струк­туры дилеммы. И, наконец, мы отметили, с какими сложностями сопряжено разрешение конфликтов такого рода и предложили несколько возможных способов это сделать.

Ключевые термины

Альтруист Аналитические игры Взаимозависимость Дефицитарное равновесие Дилемма дискретных (уровневых) общественных благ Дилемма добровольца Дилемма неиссякаемых общественных благ Дилемма общественных благ Дилемма узника Доверие Доминирующие стратегии Допустимая нагрузка Игра в труса Индивидуалист Интерперсональная ориентация (ИО) Конкурентный Конкурент

Коопера тивный Кооператор Матрица выигрышей Накликанная беда Отступнический выбор

Поведенческая ассимиляция

Провокация

Ситуация смешанных мотивов

Соответствие результатов

Социальная дилемма

Социальные барьеры Социальная ориентация Состояние

Структура дилеммы узника

Структуры ситуаций

Трагедия общинных выгонов.

Черта

Эгоистические побуждения

(Не всем, кто прочтет это Приложение, придет­ся по душе его политический смысл. Однако за­веряю вас, что это Приложение, равно как и осталь­ные десять, основано на содержании учебной про­граммы. Если же его политический контекст все-таки вызовет у вас внутренний протест, то, возмож­но, это может стать предметом для обсуждения в классе.)


ПРИЛОЖЕНИЕ

Иммиграция как социальная дилемма

С тех пор, как викинги или Христофор Колумб (в зависимости от того, какой из многочисленных мифов вам ближе) открыли землю, ныне известную как Соединенные Штаты Америки, Америка пред­ставлялась открытой зоной, малонаселенной и до­ступной всем, кому достанет храбрости и решимос­ти покинуть родные края. Иммиграция в Соединен­ные Штаты и с Востока, и с Запада не прекращалась до тех пор, пока в 1883 году историк по имени Фре­дерик Джексон Тернер на проходившей в Чикаго встрече Американского исторического общества не прочитал доклад под названием «Значение границ в американской истории». В этом докладе он сооб­щил, что организация, осуществляющая перепись населения, объявляет об официальном закрытии американских границ — это распространяется на колонистов, переезжающих с Запада на Восток и с Востока на Запад. Истощению земель и переселени­ям будет положен конец. Ресурсы для заселения исчерпаны.


Фотография группы китайцев, чья попытка нелегально въехать в Америку была пресечена, а их корабль пригнали к берегу

Раньше иммиграция была заказана только «изве­стным преступникам, людям с психическими откло­нениями и страдающим инфекционными заболева­ниями» (Hardin, 1995, р. 2). С 1882 года власти Со­единенных Штатов закрыли въезд в страну для китайцев, а с 1908 года — для японцев. После Пер­вой мировой войны в 1924 году был принят Акт о национальном происхождении, устанавливавший квоту для иммигрантов в зависимости от их наци­ональной принадлежности. Девяносто шесть про­центов этой квоты было отдано европейским стра­нам, а оставшиеся четыре — всем остальным госу­дарствам, за гражданами которых теоретически сохраняли право иммигрировать в Америку. Им­миграция жителей западного полушария в эти про­центные нормы не входила и вообще не регулиро­валась (Hardin, 1995).


 

Глава 10



Время шло, и правила понемногу смягчались. В Америку снова стали впускать представителей Азии — в 1943 году разрешили въезд китайцам, а в 1952 году — японцам. В 1965 году Конгресс утвер­дил закон, благоприятствовавший воссоединению семей. Если один из членов семьи уже эмигрировал в Соединенные Штаты, то другие члены его семьи получили право к нему присоединиться. К 1992 го­ду Конгресс издал и другие законодательные акты, касающиеся проблемы иммиграции, в результате чего годичные показатели иммиграции (легальной и нелегальной) значительно выросли. К девянос­тым годам уровень легальной иммиграции достиг «1,8 миллионов в 1991 году; что же касается неле­гальных иммигрантов, то их количество ежегодно составляет от 300 до 500 тысяч человек» (Brimelow, 1995, p. xiii).

О том, какой размах приобрела нелегальная им­миграция в Соединенные Штаты из Мексики, крас­норечиво свидетельствует следующий пример: на границе между Мексикой и США, протяженность которой составляет 14 миль (около 22,5 км. — Прим. перев.), только в 1992 году был задержан в общей сложности 565 581 нелегальный иммигрант. Если же вспомнить об инцидентах на американо-канад­ской границе,, длина которой 3 000 миль (около 4 800 км. — Прим. перев.), то за 1992 год на этом от­резке пограничные службы арестовали 15 000 нару­шителей (Brimelow, 1995).

Но к чему такие сложности? Разве Соединенные Штаты не освещает Дама с высоко поднятым факе­лом — Статуя Свободы, в основании которой начер­таны строки из стихотворения Эммы Лазарус, на­писанного в 1877 году:

Не исполин, что греком был отлит,

Победно вставший средь земель и стран, —

Здесь, где уходит солнце в океан,

Восстанет женщина, чей факел озарит

К свободе путь. Суров, но кроток вид,

О, Мать изгнанников! Мир целый осиян

Тем маяком; оправлена в туман,

Пред нею гавань шумная лежит.

«Вам, земли древние, —кричит она, безмолвных

Губ не разжав, — жить в роскоши пустой,

А мне отдайте из глубин бездонных

Своих изгоев, люд забитый свой,

Пошлите мне отверженных, бездомных,

Я им свечу у двери золотой!»

(пер. Вл. Лазариса)

Именно так. Но наступают времена, когда нам придется смахнуть слезы патриотизма и очень се­рьезно и вдумчиво оценить последствия неограни­ченной иммиграции для допустимой нагрузки Со­единенных Штатов. Наша страна — это ресурс, ко­торый можно исчерпать настолько, что его не хватит, чтобы обеспечить достойный уровень жизни для коренных жителей. Каждый новый человек, ступив­ший на американскую землю, нещадно эксплуати­рует окружающую среду, включая воздух, пищу и воду. «Допустимая нагрузка обратно связана с ка-


чеством жизни» (Hardin, 1995, р. 82). Приведу его же пример:

На сегодняшний день население Индии состав­ляет 600 миллионов человек, при этом каждый год численность населения этой страны увеличивается еще на 15 миллионов. Подобная перенаселенность нелегким бременем ложится на окружающую сре­ду. Сегодня леса в Индии — это лишь мизерная часть от лесных массивов, которыми была так богата эта страна всего три века назад. Эрозия почв, навод­нения, психологические последствия перенаселен­ности — все эти проблемы внушают серьезные бес­покойства. Каждый из 15 миллионов ежегодно по­являющихся на свет новых жителей Индии только усугубляет и без того плачевное состояние окружа­ющей среды. В бедных странах спасение одного че­ловека неизменно ухудшает качество жизни будущих поколений.

(Hardin, 1995, р. 49)

А теперь вернемся к допустимой нагрузке Соеди­ненных Штатов — что мы можем сделать? В 1974 го­ду Хардин уподобил эту социальную дилемму спа­сательной шлюпке. Те из вас, кто смотрел блокбас-тер «Титаник», снятый в 1997 году, может предста­вить себе, что значит сидеть в полупустой шлюпке и видеть, как совсем рядом люди гибнут в ледяной воде.

Пассажирам, сидящим в шлюпке, Хардин пред­лагает выбрать один из трех вариантов:

1. Пассажиры втаскивают в шлюпку всех, нуж­дающихся в помощи, шлюпка переворачивает­ся, и все погибают.

2. Предположим, шлюпка рассчитана на пять пас­сажиров. Как выбрать этих пятерых счастлив­чиков? Какой критерий будет справедливым или даже этичным?

3. Мы сохраняем запас прочности и никого боль­ше не берем в лодку, а сопровождающему нас матросу отдадим распоряжение внимательно следить, чтобы никто из утопающих не смог проникнуть к нам на борт.

В нынешней ситуации мы лишены возможности реализовать варианты 2 и 3. Вспомните, сколько не­легальных иммигрантов пересекают небольшой от­резок границы с Мексикой в течение одного года. А ведь пересечь границу можно не только по земле. Фотография, предваряющая это Приложение, была сделана в воскресенье 6 июня 1993 года. На ней за­печатлено грузовое судно «Голден Венчер», которое привезло в Нью-Йорк 300 граждан Китая из про­винции Фуцзянь. Они провели в море три месяца, пока судно огибало Мыс Доброй Надежды, и сели на мель у Рокэуэй Бич близ Нью-Йорка.

Чтобы предпринять такое путешествие, каждый из этих пассажиров подписал контракт на сумму от 20 до 35 тысяч долларов. По прибытии в Нью-Йорк им придется отрабатывать эти деньги, трудясь не покладая рук, примерно за доллар-полтора в час.


 

Социальные дилеммы: частный случай конфликта



(Работодатели позволяют себе платить им так мало, потому что все они — нелегалы, и стоит им выра­зить протест против такого обращения, информа­ция о них тут же поступит в Службу иммиграции и гражданства, после чего их неизбежно депортиру­ют.) Это был уже двадцать четвертый корабль из Китая, который удалось перехватить службам США. По оценкам этих же служб, они перехваты­вают примерно 5 процентов судов, перевозящих иммигрантов (Raspail, 1987).

Эта фотография появилась на обложке романа Джин Распейл -«Прибежище святых» Clean Raspail «The Camp of the Saints»), увидевшего свет в 1987 го­ду. Это вымышленная история о флотилии, состоя­щей более чем из 100 судов, на борту которых нахо­дится свыше 30 тысяч человек, простившихся с бе­регами индийской реки Ганг и направляющихся в Средиземное море. Книга повествует о том, как во Франции разгорелись неутихающие споры относи­тельно того, позволить ли этим судам причалить к берегу и как это сделать. Некоторые заявляют, что будет бесчеловечно дать судам утонуть, а это непре-. менно произойдет, если не дать им причалить. Дру­гие доказывают, что наплыв такого количества представителей других культур с их чуждыми нам ценностями не может не отразиться на традицион­ном укладе жизни. Нашлись и сторонники точки зрения, согласно которой земля просто не выдержит столько народу. Страсти накаляются, а корабли все ближе и ближе.

Американцы, нация иммигрантов, особенно остро ощущают вину за пресечение иммиграции. В конце концов, не будь иммиграции раньше, возможно, мы не были бы американцами. А что делать с разделен­ными семьями? И как мы смеем отказывать в праве на достойную жизнь представителям слаборазви­тых стран? «За последнее десятилетие двадцатого века прирост населения превысил общее число лю­дей, живших на Земле в 1600 году» (Cohen, 1995, р. 387). Шлюпка заполняется пугающе быстро.

Оставим на время моральный аспект. В состоя­нии ли мы ограничить поток иммиграции? Как это сделать — обнести страну неприступной стеной, а вдоль берегов пустить патрульные катера? Будем ли мы открывать огонь по толпам людей, — мужчин, женщин, детей и стариков, — которые, как только стемнеет, устремляются через мексиканскую грани­цу? Существуют ли какие-нибудь практические меры пресечения иммиграции? Каковы будут по­литические и международные последствия, если мы пойдем на это?


Для удовлетворения человеческих желаний тре­буется время, возможно, даже больше, чем отпуще­но одному человеку. Между сложностью проблем, возникающих в связи с ростом численности насе­ления, и способностью людей понимать и решать эти проблемы, идет бесконечная гонка. Чтобы на­учить людей решать проблемы, нужно время. Что­бы сформировать традиции устойчивой, продук­тивной кооперации, нужно время. Чтобы создать учреждения, обладающие ресурсами, которые по­зволили бы привлечь получивших образование лю­дей к решению проблем, тоже нужно время. Даже при наличии образованных, готовых к кооперации людей и соответствующих учреждений понимание и решение проблем займет еще больше времени.

(Cohen, 1995, р. 369)

Сколько времени у нас осталось?

Вопросы для обсуждения

Используя материал этой главы, ответьте на • следующие вопросы:

1. Какой тип структуры отражает проблема иммиг­рации? Проиллюстрируйте на примерах.

2. Обсудите понятие морали в спасательной шлюп­ке. Какие действия будут наиболее целесообраз­ными в таких обстоятельствах? Как вы думаете, повлияет на выбор линии поведения социальная ориентация? Каким образом?

3. Посчитайте, сколько студентов в вашей группе вышли из семей иммигрантов. Как давно их се­мьи живут в Соединенных Штатах? Связано ли отношение к ограничению или запрещению им­миграции с продолжительностью жизни в Со­единенных Штатах? (Если в группе есть иност­ранные студенты, выясните, каково их мнение на сей счет.)

4. Представьте, что вы — премьер-министр государ­ства, которое ежегодно теряет сотни тысяч граж­дан, эмигрирующих в США. Пошли бы вы на со­трудничество с Соединенными Штатами ради того, чтобы удержать их в родных краях? Ответ обоснуйте.

5. Как вы думаете, в какой степени социальная ори­ентация политиков находит отражение в решени­ях, которые они принимают по таким вопросам, как иммиграция? Ответ обоснуйте.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: