Запечатление как исходный механизм мотивационного научения

Самые простые механизмы мотивационного научения появляются в эволюции как особые элементы организации инстинкта. Они обеспечивают запечатление новых стимулов, до этого не имевших мотивационного значения, в качестве ориентиров поведения. Лучшим примером здесь может служить “топографическое чувство” одиночных ос, описанное в работах Ж.А. Фабри (1914) и Н. Тинбергена (1970). Это чувство состоит в способности ос находить свои гнезда, расположенные среди множества других, на основе запечатления места их нахождения по отношению к окружающим предметам. Это запечатление совершается при первых вылетах после построения гнезда, однако может повторяться при изменении заученных ориентиров.

К феномену прижизненного запечатления примыкают случаи импринтинга. Наиболее ярким примером импринтинга является возникновение у птенцов реакции следования за матерью. К. Лоренц, выделил две особенности импринтинга: 1) существование критического периода для такого научения (у птенцов кряквы наиболее благоприятное время для запечатления объектов привязанности составляет 13-16 часов после вылупления), 2) необратимость – невозможность переучивания запечатленного объекта.

В развитии мотивации импринтинг проявляется в запечатлении раздражителей, до этого не имевших мотивационного значения, в качестве фактора мотивации.

Обусловливание как механизм опредмечивания биологических потребностей.

Исследования в области условных рефлексов показали, что условно-рефлекторное научение представляет собой основную форму онтогенетического развития мотивации. Она характеризуется следующими свойствами.

1. Раздражитель, не имевший мотивационного значения, приобретает его из-за своей связи с безусловным воздействием, мотивационное значение которого определено наследственностью.

2. Условный раздражитель приобретает не то же самое мотивационное значение, которое имеет безусловный. Так, раздражитель, сигнализирующий о болевом подкреплении, вызывает страх или тревогу, т.е. нечто, связанное с ожиданием боли, но не саму боль. Подобно этому, сигнал, обусловливающий появление пищи, не приобретает ее мотивационного значения; восприняв его, индивид ждет пищу, если существует возможность – стремится обеспечить или ускорить контакт с ней, но так, как к пище, к сигналу не относится.


Лекция 11. Развитие мотивационной сферы человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: