Мотивация оказания помощи.
Оказание помощи – ситуационно детерминированное поведение. Человек, потенциально являющийся помогающим субъектом, первоначально должен выяснить, кто нуждается в помощи, какой характер должна принять эта помощь и стоит ли вмешиваться ему лично. Выделяют следующие ситуационные факторы, влияющие на помогающее поведение.
1. Взвешивание затрат и пользы. Человек вычисляет соотношение затрат и пользы по отношению к себе и объекту помощи в случае оказания или неоказания этой помощи. С ростом затрат готовность к оказанию помощи уменьшается.
2. Множественная неосведомленность и диффузия ответственности. В чрезвычайных ситуациях у человека нет наготове какого-либо подходящего для них плана действийя. Поэтому часто помощь оказывается не сразу. При этом вероятность оказания помощи тем ниже, чем больше свидетелей оказывается у ситуации несчастья. Б. Латане и Дж. Дарли объясняют это “множественной неосведомленностью” и “диффузией ответственности”. Множественная неосведомленность характеризует стадию оценивания ситуации. Будучи не один, человек при оценивании ситуации ориентируется на реакции окружающих. В то же время каждый из присутствующих сдерживает свою реакцию, чтобы не попасть в неловкое положение из-за чрезмерной силы или поспешности реакции. В результате такого замешательства, ведущего к задержке реакции у всех присутствующих, ситуация несчастья, требующая неотложной помощи, ошибочно интерпретируется как менее критическая.
|
|
На следующей стадии, когда человек должен почувствовать себя ответственным за оказание помощи, он ожидает того же от всех присутствующих. В силу этого происходит диффузия, а тем самым и уменьшение ответственности. Диффузия ответственности позволяет объяснить результаты следующего опыта. Слыша, как в соседней комнате кто-то падает с лестницы и кричит от боли, на помощь ему бросаются 70% испытуемых, выполняющих задание в одиночестве, и только 40% тех, кто работает в паре.