Проблема критерия эмоционального

Эта проблема возникла в связи с тем, что некоторые ученые признавали существование эмоций, а другие отрицали эмоции как психическую реальность. Поэтому возникла проблема выделения критерия, с помощью которого можно было отграничить эмоции от других психических явлений.

В истории психологии возникло несколько подходов выделения критериев эмоционального:

Первый критерий предложил Хебб (1949). Он считал, что эмоции относятся к первичным процессам и выделяются с помощью интуитивного процесса.

Второй предложил Карр (1928) и Хоудж (1935). Они в качестве критерия эмоционального предлагали характеристики ситуации, а именно – экстремальность конфликтной ситуации, исключающую возможность обычного адекватного поведения.

И при первом, и при втором подходе эмоции предполагалось расценивать путем наблюдения и интроспективного отчета. Таким образом, объективные критерии, характер ситуации не могут ничего дать без интуитивного, субъективного распознавания – эмоции.

Третий подход разрабатывался в рамках бихевиоризма. Здесь эмоциональные реакции служат для определения эмоциональных стимулов. Далее сами стимулы используются в качестве идентификации эмоциональных состояний. Таким образом, возникает первичный круг, который невозможно разорвать.

В этой схем в качестве третьего компонента используются еще физиологические изменения, но и в этом случае остается открытым вопрос о поиске объективного критерия эмоционального поведения.

Вудвордс (1928) считает первичным идентификацию эмоций на основе, интроспективных данных. Он считает, что достоверным критерием эмоционального является поведение, но при этом учитывает условия ситуации, вегетативные изменения и прошлый опыт субъекта.

Четвертый подход – комплексные критерии (Кейсон, 1933г.). он считал, что ограниченность существующих подходов может быть преодолена их синтезированием. Эмоциональные явления, по Кейсону,- это не сознательные переживания, не органическое ощущение, не таламический процесс, не выразительные движения, а все это взятое вместе во взаимодействии.

Такой подход суммирует не только достоинства каждого из этих частных подходов, но и их недостатки. Интеграция этих подходов вовсе не означает теоретического прогресса в изучении эмоций. Здесь нужен психологический подход.

Развитие представлений об эмоциях в истории психологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: