Туристские ресурсы

Производство туристского продукта базируется на целевом и рациональном использовании туристских ресурсов. Основой этого процесса являются туристский интерес и туристские впе­чатления.

Туристский интерес — перспектива получения туристом объек­тивной информации, положительных эмоций и (или) потенциаль­ная возможность удовлетворения его потребностей в конкретном туристском продукте, основанном на определенном комплексе ту­ристских ресурсов, являющихся объектами туристского интереса.

Объекты туристского интереса места, привлекательные для туристов благодаря естественным или искусственно созданным чертам (природа, климатические условия, достопримечательности и т.д.). Основными характеристиками объектов туристского инте­реса являются:

· привлекательность (аттракция) для туристов;

· познавательная ценность (связь объекта с конкретным ис­торическим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические достоинства);

· рекреационная ценность (возможность использования объ­екта для организации отдыха и оздоровления туристов);

· известность (популярность среди туристов);

· необычность (экзотичность);

· выразительность (взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой);

· сохранность (состояние объекта, его подготовленность к прие­му туристов);

· месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъ­езда к нему, пригодность дороги для передвижения авто­транспорта, природная обстановка, определяющая объект).

Чтобы объекты туристского интереса были использованы в целях туризма, необходимо развитие материально-технической базы туристкой индустрии и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающих доведение до потенциального туриста необходи­мой и достаточной информации о данных объектах, комфортную и безопасную доставку туристов к ним, размещение, питание, раз­влечения.

Туристские впечатления — комплекс эмоций, душевного и фи­зического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристского продукта. Туристские впе­чатления о туристских ресурсах и туре в целом зависят от степени достижения цели путешествия.

Туристские ресурсы — совокупность природных и искусствен­но созданных человеком объектов, пригодных для использования в процессе и в целях туризма. Выделяют непосредственные и кос­венные туристские ресурсы. К первым относятся природные и куль­турно-исторические ресурсы, вторые (инфраструктурные) привле­каются для освоения и использования собственно туристских ресурсов.

В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвя­заны и в ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле их по­требительная стоимость (полезность) связана с одновременным воздействием на физические, умственные, духовно-нравствен­ные и психологические стороны жизнедеятельности человека.

Правовой режим отдельных видов туристских ресурсов ре­гулируется законодательством (природоохранным, о музейных учреждениях, об охране исторических памятников, санитар­но-эпидемиологическим и др.).

Туристские ресурсы являются национальным достижением. Часть из них, имеющая особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения, перечень которых устанавли­вает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО.

Основой формирования туристского продукта являются, без­условно, природные ресурсы. Не случайно туризм на ранней его стадии получил развитие в странах с благоприятным климатом и целебными источниками.

Природные ресурсы — компоненты природной среды (кли­мат, рельеф, растительность, поверхностные и подземные воды,

лечебные грязи и т.д.); используемые для организации отдыха и оздоровления людей. Эти ресурсы существенным образом влияют на туристское движение, придавая ему определенное на­правление и формируя его структуру. Большинство природных ресурсов истощаются в процессе их использования в целях ту­ризма. Одни из них не возобновляются, другие — восстанавли­ваются (самостоятельно или при участии человека).

Существуют несколько подходов к оценке природных тури­стских ресурсов:

· технологический — по функциональной пригодности ре­сурсов для организации того или иного вида туризма;

· физический — по степени комфортности ресурсов;

· психологический — в зависимости от эстетических качеств ресурсов.

В процессе оценки природных ресурсов учитываются их ус­тойчивость к антропогенным нагрузкам и разнообразие природ­ных компонентов.

Привлекательность той или иной территории для развития туризма, прежде всего познавательного, зависит от наличия культурно-исторических ресурсов (памятников истории и культу­ры, культовых сооружений, мемориальных мест, народных про­мыслов и т.д.). Культурно-историческое наследие охватывает всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особен­ностями бытовой и хозяйственной жизни.

Наиболее распространенными формами включения культур­но-исторических ресурсов в систему туристского обслуживания являются организация музеев и формирование туристско-экскурсионных маршрутов.

На базе туристских ресурсов образуются и развиваются тури­стские центры — местности, привлекающие туристов в силу на­личия природных и культурно-исторических ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для тури­стов информации о них.

Выделяют следующие типы туристских центров: культурно-исторический, паломнический, курортный, приморский, альпий­ский, оздоровительный, деловой, конгрессный, экологический, водный, спортивный, альпинистский, охотничье-рыболовный, этнографический, развлекательный и др. Приведенная типология

свидетельствует о том, что туристские центры могут быть комби­нированными.

Туризм имеет ярко выраженную ориентацию на использова­ние природных и культурно-исторических ресурсов. Он часто выступает пионером в освоении новых территорий и естествен­ных природных комплексов. Иногда из-за чрезмерной и нера­циональной эксплуатации природного и культурно-историче­ского потенциала, несоблюдения норм антропогенной нагрузки происходит его разрушение. Именно поэтому в Гаагской декла­рации по туризму (приложение 2) отмечается, что неиспорченная естественная, культурная и человеческая среда является основ­ным условием развития туризма. В данном документе (принцип III) содержатся следующие рекомендации: «информировать и про­свещать туристов, путешествующих как внутри страны, так и за рубежом, в плане сохранения и уважения естественной, культур­ной и человеческой окружающей среды в местах, которые они посещают; определять уровень пропускной способности мест, посещаемых туристами, и обеспечивать его соблюдение даже в том случае, если это будет означать ограничение доступа к по­добным местам в определенные периоды или сезоны».

Осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеческим обществом привело к формированию концепции устойчивого туризма. Устойчивость в туризме означает:

· рациональное использование природного и культурного потенциала на основе программно-целевого подхода к раз­витию туризма;

· переход предприятий туризма на ресурсосберегающие тех­нологии;

· сокращение производственных отходов; применение транс­портных средств, минимально загрязняющих среду;

· вовлечение местного населения в процесс принятия реше­ний относительно развития туризма;

· партнерство во взаимоотношениях общественного и част­ного секторов;

· содействие туризма социально-экономическому подъему отдельных территорий и целых государств.

Всемирным советом по путешествиям и туризму (ВСПТ) с 1984 г. осуществляется развернутая программа действий «Зеле­ная планета». Главная цель этой программы состоит в разработке

недорогих и практически выполнимых мероприятий по обеспече­нию защиты окружающей среды и соответствующем информи­ровании об этом.

Распространение принципов устойчивого развития в практике туристской деятельности проявляется в первую очередь в разви­тии экологического туризма. В его основу положены три главных подхода: часть доходов, полученных от обслуживания туристов, остается на местах и направляется на охрану природы; соблюде­ние природоохранных требований возводится в ранг обязатель­ных; туристская поездка осуществляется с исследовательскими или учебно-вспомогательными целями. Экологический туризм представляет собой одну из наиболее перспективных и динамич­ных форм туристской деятельности. На конференции ВТО, про­веденной в 1991 г. на Канарских островах, отмечалось, что этот вид туризма должен стать главным фактором его развития. Одна­ко несомненно, что данное требование может быть достигнуто лишь при соответствующей законодательной и регламентирую­щей поддержке государственных органов.

С целью сохранения туристских ресурсов практически во всех странах выделяются охраняемые территории, где хозяйственная деятельность ограничена или прекращена вообще, за исключени­ем той, которая необходима для развития растительного и живот­ного мира и сохранения культурно-исторических объектов. Ту­ризм на этих территориях осуществляется планово, в строго контролируемых объемах и видах, с учетом пропускной способ­ности территории или объекта.

Наиболее распространенными формами организации охра­няемых территорий являются курорты и национальные парки.

Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилак­тических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их экс­плуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфра­структуры.

Основными, тесно взаимодействующими друг с другом функ­циями курортов являются: оздоровительная, реабилитационная, профилактическая, анимационно-досуговая.

Различают следующие типы курортов: приморско-климатические, горно-климатические, бальнеологические и др.

Национальный парк — особо охраняемая территория, создавае­мая для защиты ценных природных территорий национального или международного значения в целях науки, просвещения, отдыха.

Развитие туризма в национальных парках регулируется. Ре­гулирование осуществляется планировочными методами (функ­циональное зонирование территории) и путем проведения орга­низационных мероприятий (прокладка и маркировка турист­ских троп, рациональное размещение элементов материальной базы и инфраструктуры туризма).

Для рекреационных целей широко используются также био­сферные заповедники — специально охраняемые территории, создаваемые с целью сохранения и развития генофонда биосфе­ры, типичного для той или иной природной зоны, проведения научно-исследовательских, экологических и ландшафтных ра­бот, сохранения культурного наследия.

Освоение и использование туристских ресурсов требует соот­ветствующей материально-технической базы, инфраструктуры туризма.

Материально-техническая база туризма — совокупность средств труда (здания, сооружения, транспорт, оборудование и т.п.), пред­назначенных для обслуживания туристов. Она является основой развития организованного туризма, так как создает необходимые условия для обеспечения туристов комплексом услуг (размеще­ние, питание, перевозка, лечение, экскурсии, развлечения).

В состав материально-технической базы туризма входят: гос­тиницы, транспортные организации, предприятия питания, тор­говли, развлечений, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря и т.д.

Материально-техническая база имеет свою специфику в каж­дом виде туризма. Так, в горнолыжном туризме она наряду с гос­тиницами, турбазами, приютами включает канатные дороги, горнолыжные трассы, снаряжение для горнолыжников и др.

Особое место в материально-технической базе туризма зани­мают тематические парки (развлечений, дельфинарии, аква- и зоопарки и т.п.). Они составляют серьезную конкуренцию тра­диционным туристским регионам, имеющим большое количество историко-культурных достопримечательностей. Классическими

примерами развлекательных тематических парков являются «Дис­нейленд» (США), «ЕвроДиснейленд» (Франция), «Порт Авентура» (Испания), «Страна Грез» (Япония).

В 2002 г. в Баварии открылся тематический парк «Леголенд», в котором нашло отражение все, что производит компания «Lego» в области игрушек и товаров. Ежедневно «Леголенд» принимает до 6000 посетителей.

Одной из разновидностей тематических парков являются развлекательно-познавательные комплексы. Например, в Ва­ленсии (Испания) открыт самый крупный в Европе аквариум, помещения которого занимают площадь в 80 000 м2. Огромные панорамные аквариумы воспроизводят системы всех океанов планеты. Кроме того, в нем сооружен подземный 70-метровый туннель и просторные помещения на открытом воздухе, в кото­рых проводятся выставки. Посетители могут наблюдать за жиз­нью 10 000 представителей 500 различных видов морских обита­телей, размещенных в шести башнях, составляющих комплекс. Каждая башня в точности повторяет следующие экосистемы: континентальные воды, моря тропического и умеренного поя­сов, Атлантический океан, арктические воды, Антарктиду и ост­рова.

Ожидается, что развлекательно-тематический комплекс будут посещать ежегодно около 1,8 млн туристов. Помимо образова­тельных программ в нем планируется проведение научных иссле­дований морского мира.

Для оптимального использования туристских ресурсов и пла­нирования развития материально-технической базы туризма целе­сообразно использовать предложенную польским ученым А. Козма классификацию туристских регионов:

· располагающих огромными туристскими ресурсами, в ко­торых туризм должен быть доминирующим сектором ре­гиональной экономики;

· имеющих богатые туристские ресурсы, в которых туризм

· должен получить развитие наравне с другими отраслями;» располагающих туристскими ресурсами, в которых разви­тие туризма будет зависеть от состояния других отраслей экономики.

Важным моментом при планировании использования тури­стских ресурсов является формирование инфраструктуры туриз­ма, под которой понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, дорог, смежных туристской инду­стрии предприятий, обеспечивающих доступ туристов к турист­ским ресурсам и их рациональное использование в целях туризма.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоит отличие туриста от экскурсанта?

2. Можно ли отнести к категории туристов беженцев, лиц, меняю­щих место жительства, приграничных работников, пассажиров круиза, проживающих на борту судна? Обоснуйте ответ.

3. Какие лица не относятся к категории туристов по традиции?

4. В чем заключается специфика туристского продукта?

5. Почему туристская индустрия рассматривается как сложный меж­отраслевой комплекс?

6. Выявите основные причины концентрации производства в ту­ризме. Отчего, на ваш взгляд, будет зависеть этот процесс в будущем?

7. Что представляет собой туристская деятельность?

8. В чем состоят принципиальные различия между классическими туроператорами и турагентами?

9. Опишите ситуацию, сложившуюся на рынке турагентских услуг в вашем городе, районе, стране.

10.Дайте оценку использования природных и культурно-историче­ских ресурсов в вашем регионе.

И. На каких принципах основана концепция устойчивого развития туризма? В чем, на ваш взгляд, заключаются основные проблемы ее практической реализации?

12. Объясните причины успеха тематических парков.

Литература

Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. М.: ИПК госслужбы, 1998.

Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2001.

Герасименко В.Г. Основы туристского бизнеса, Одесса: Черноморье,. 1997.

Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М.: Нолидж, 1996.

Дурович А.П. Туроператор и турагент: единство и борьба противопо­ложностей // Туризм и отдых. 1998. № 4. С. 3

Зорин И.В., Квартальное В.А. Толковый словарь туристских терми­нов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. М.; Афины: INFOGROUP, 1994.

Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: Фи­нансы и статистика, 2000.

Исмаев Д. К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.

Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001.

Менеджмент туризма: Экономика туризма. М.: Финансы и стати­стика, 2001.

Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. М.: Финансы и статистика, 2001.

Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. М.: ПРИОР, 2001.

Ревинский И.А., Романова Л. С. Поведение фирмы на рынке услуг. Туризм и путешествия. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2001.

Сапрунова В.Б. Таймшер: фикция и реальность // Туризм: практи­ка, проблемы, перспективы. 1997. № 4. С. 14—15

Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89, 1997.

Сапрунова В.Б. Что такое маркетинг и для чего он нужен турфирме // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 2. С. 6—11.

Сенин B.C. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.

Глава3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: