О видах государственного кредита в современной экономической литературе нет единой точки зрения. Большинство экономистов придерживаются точки зрения, что «Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти (Минфина, республиканских и местных органов) с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта». Исторически раньше стал развиваться государственный кредит при котором государство выступало должником. Привлечённые средства использовались для покрытия бюджетного дефицита.
Выступая в качестве заемщика, государство привлекает на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках. Они могут быть привлечены в форме кредитов, полученных правительством, или путём выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным их видом являются облигации государственного займа.
|
|
Государственные займы имеют свое целью получение дополнительных финансовых ресурсов без дополнительной эмиссии денежных знаков, т.об. они способствуют укреплению денежного обращения. Для кредиторов они приносят им дополнительный доход в виде процентов от вложенных денежных средств. Погашение государственных займов и выплата процентов по ним производятся из бюджета.
Выступая кредитором, государство производит кредитование приоритетных отраслей, испытывающих необходимость в финансовых ресурсах при невозможности бюджетного финансирования (с/х, жкх и т.п.), предоставляет целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; выдаёт внешние кредиты другим иностранным государствам. Государство предоставляет кредиты за счет средств бюджета на платной возвратной основе. Условия кредитования у государства более льготные, чем у других кредиторов, низкий процент, длительные сроки.
В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др.
Государственный кредит можно классифицировать по следующим признакам:
1. В зависимости от субъекта кредитных отношений централизованный и децентрализованный. В первом случае в качестве заёмщика выступает Минфин РФ, во втором – местные органы власти.
2.По месту размещения или привлечения: внутренний и внешний (международный). Основная доля общественных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.
3. В зависимости от формы оформления кредитных отношений различают: государственные облигационные и безоблигационные займы (КО, векселя и др.) Как правило, кредитование производится путём реализации облигаций гос. займа.
|
|
4.По сроку: краткосрочные (до года); среднесрочные (от 1 до 3 лет); долгосрочные (от 3 до 30 лет).
5. По способу выплаты дохода различают: выигрышные облигации; процентные; дисконтные, доход по ним начисляется в виде разницы между ценой погашения и покупки облигаций.
6. В зависимости от метода определения дохода: долговые обязательства с твердым доходом; с плавающим доходом.
7. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают: обязательства с правом досрочного погашения; без права досрочного погашения.
8. В зависимости от варианта погашения задолженности различают:
погашение единовременным платежом; частями, в том числе равными долями; возрастающими; снижающимися долями.