Периодические издания декабристов. Альманах «Полярная звезда». Литературно-публицистические обозрения А.А.Бестужева

В 1811 – дополнительный цензурный крммитет. 1818 – ограничение на издание журлов. Полит журка развиваться не могли. В России с 1816 г. создаются тайные политические организации: Союз спасения (1816–1817), Союз благоденствия (1818–1821), Южное общество (1821 – начало 1826), Северное общество (1821 – 1825), Общество соединенных славян (1823–1825). Одновременно декабристы усиливают свое участие в легальных литературных организациях, стремясь придать им желаемое направление. В 1818 г. в Петербурге возникает тайная литературная организация «Зеленая лампа», которой руководит Союз благоденствия; членами «Зеленой лампы» были декабристы Ф. Н. Глинка, С. П. Трубецкой, Я. Н. Толстой и другие, входили в нее также Пушкин, Гнедич, Дельвиг. Для пропаганды освободительных идей декабристы использовали не только вольные общества и рукописную литературу, но и подцензурную печать. С декабристами были связаны журналы: «Сын отечества» (1816–1825) ( ред Греч. Историч, политич. И литерат. Журнал. Участв. Умеренно-либеральн.(Греч, Кутузов, Рылеев, Бестужев, Пушкин). Писали научно-публицистические статьи. (например статья Глинки «Рассужд. О необходим. Иметь историю Отеч. Войны 1812»). История должна быть написана о подвиге русского простого человека в простой но торжественной тональности. Писал о крепостном праве, как о зле). «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825) Старался распространять знания. Вырученн. деньги шли на поддержку малоимущ. Научно литер. Ж-л. Отделы Науки и художества, Изящная проза, Стихотворения., смесь. Статьи о русской и заруб. Истории, географии, этнограф. Отдел политики отсутствовал. Энциклопедич. характер журнала. Пропаганда свободолюбивых идей., защита романтизма. Печатаются Европейские письма Кюхли. Пишут о русском поэтич. Творчестве, об обрядах. Ст. Сомова «О романтической поэзии».: романтизм а не классицизм обеспечат развитие национальной культуры. Рылеев напечатал здесь «Войнаровского»).

«Невский зритель» (1820–1821) » научно популярный журнал членов Вольного общества любителей русской словесности.. Интерес к политич. Истории, экономике, вопросам воспитания. Отделы: литература, воспитание, смесь, нравы, изящные искусства.. Издатель – Рашков. Печатался Сниткин, кот. Верил в создание конституц. Монархии. Радеет за политику протекционизма. В отделе Литерат. Печатается Пушкин (Русл. и Люд)). Альманахи: «Полярная звезда» (1823–1825), «Мнемозина» (1824–1825) и «Русская старина» (1825). Все они, за исключением «Мнемозины», выходили в Петербурге. Вообще в это время петербургская журналистика играла ведущую роль, так как столица была центром вольнолюбивой мысли. В 1820 г. в «Соревнователе» и «Невском зрителе» печатались «Европейские письма» Кюхельбекера. В форме воображаемого путешествия в 25-е столетие автор рисует современную ему Европу. Герой повествования, «житель американских северных штатов 25 столетия», путешествует по Европе и вспоминает, как она выглядела раньше, в начале XIX в. Это дает повод заговорить об Испанской революции и других событиях, высказать мечту о свободном государственном устройстве, основанном на «справедливости» и «человечности». Рассуждения Кюхельбекера о свободном обществе еще более подчеркивали бесправие соотечественников в условиях самодержавного режима. «Полярная звезда». Петербургский альманах «Полярная звезда» – одно из самых интересных периодических изданий первой четверти XIX в. Его выпускали А. А. Бестужев и К. Ф. Рылеев; вышло три книжки – на 1823, 1824 и 1825 гг. Ни один современный орган печати не имел такого успеха у читателей. Издатели придали «Полярной звезде» форму, характерную для тогдашних альманахов как представителей «малой» периодики: она печаталась форматом в двенадцатую долю бумажного листа (т. е. меньше половины тетрадной страницы) и на титуле значилось, что эта «карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности». Рылеев и Бестужев хотели подчеркнуть, будто они намереваются выпускать чисто литературный альманах, не отступая от традиций Карамзина. И все же провинциальные читатели сразу догадались, что «Полярная звезда» – это не столько литературно-художественный, сколько общественно-политический альманах. Уже самое название его перекликалось со стихотворением Пушкина «К Чаадаеву» (1818), широко распространенным в рукописных копиях, и воспринималось как символ свободы, счастливого будущего. Кроме того, после выхода первой книги Бестужев и Рылеев сообщили читателям, что, предпринимая издание «Полярной звезды», они «имели в виду более чем одну забаву публики», что альманах рассчитан не на узкий круг читателей, а на «многих». К сотрудничеству в «Полярной звезде» издатели привлекли лучшие литературные силы – Пушкина, Грибоедова, Ф. Глинку, Кюхельбекера, Д. Давыдова, Вяземского, Сомова и др. Эпизодически участвовали в альманахе даже Греч и Булгарин; они пока еще прикрывались показным либерализмом и не порывали связей с передовыми деятелями; к тому же их участие в «Полярной звезде» ослабляло бдительность цензуры. Рылеев возглавлял в альманахе отдел поэзии и печатал свои «думы», отрывки из поэм «Войнаровский» и «Наливайко». Бестужев ведал прозой, он помещал критические обзоры литературы и повести, проникнутые идеями свободолюбия. На нем лежали основные издательские и редакторские обязанности, переговоры с сотрудниками и цензурой, отбор материала, составление книжек и корректура. Многие современники воспринимали «Полярную звезду» как альманах Бестужева. Каждая книжка открывалась обозрением литературы, написанным Бестужевым, а затем шли произведения в прозе и стихах, которые являлись своего рода художественной иллюстрацией выдвинутых в нем положений. Статьи Бестужева служили организующим началом в книжках «Полярной звезды», сообщая им четкую направленность. В «Полярной звезде» Бестужев выступил не только как романист («Замок Нейгаузен», «Роман в семи письмах», «Ревельский турнир», «Изменник»), но и как литературный критик: его обзоры старой и современной изящной литературы и журналистики обратили на себя общее внимание и вызвали оживлённую полемику. В «Поярной звезде» было следующее:

1кн. Бестужев «Взгляд на старую и новую словесность в России». О борьбе за самобытность русской лит-ры (высоко оценил Слово о полку.., тво-во Кантемира, Державина, Фонвизина. К Карамз. Двойств. Отношение: он промонархист, но дал лицо русскому языку). Одобряет Крылова, Глинку, Рылеева, Пушкина за «Кавказского пленника».. Теперь, писал Б. на русской словесности лежит туман., намекая на политические и цензурн. Условия. Художеств. Произвед: Рылеев «Борис Годунов», Глинка «Плач Иудеев» (рабы, влачащие оковы, высоких песен не поют)., Бестужев «Роман и Ольга», Булгарин и Греч., Жуковский.

2кн. Бестужев «Взгл. На русск. Словесность 1823г». Для рассвета литературы, говорит Бест. Необходим политическ. Подъем, как это было в 1812. 7 стихотв. Пушкина, Кюхельбекера «Святополк». Рылеев «Войнаровский».

3кн. К этому врем. Б.и Рылеев руководители республиканского крыла Север. Общества. Бест.: «Взгл. На 1824 и 25гг». У нас нет литературы т.к. нет общественного возбуждения. Призыв к полит. Борьбе. Намекает на необходимость революц. Восстания.. Напечатан отрывок из «Цыганы» Пушкина, Рылеева «Наливайко». Повесть Бест. «Изменник».

Бестужев публиков. И в «Сыне отечества». Бестужев – создатель жанра обозрения..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: