Московская журналистика 1820-1830-х гг. («Московский телеграф» Н.А.Полевого, «Телескоп» и «Молва» Н.И.Надеждина). Анализ одного издания на выбор)

Смутное время – на престоле Николай 1. Расправы с декабристами. 1826г. Новый цензурный устав, запрещались любые упоминания о крепостном праве, даже хвалебные. Не позволялось печатать намеки и подтексты. Объявив жестокую борьбу прогрессивной журналистике, правительство Николая I охотно поддерживало реакционные издания Булгарина и Греча. С 1836 года приостановлены все журналы, запрет на 20 лет частных изданий. 1834г. Появление телеграфа. Все издания Надеждина закрыты. 2 центра: Москва – качественная, Белинский, Надеждин. Петербург – товар, Греч, Булгарин, Сенковский. Журнал «Московский телеграф», издававшийся Полевым с 1825, представил собой новое и очень значительное явление русской журналистики и культуры. Белинский назвал «Московский телеграф» лучшим журналом в России. «Московский телеграф» был создан как журнал энциклопедический, рассчитанный в равной мере, как на образованного, так и на широкого читателя. Это было общественно-научно-литературное издание с преимущественным интересом к вопросам практической жизни. Скованный цензурными распоряжениями, Полевой не мог ввести отдел политики и непосредственно обсуждать политические темы. Приходилось прибегать к разного рода уловкам, намекам и иносказаниям, чтобы придать научным и литературным материалам политическую остроту. Герцен, верно, заметил, что, «нападая на авторитеты литературные, Полевой имел в виду и другие», «пользовался всяким случаем, чтобы затронуть самые щекот­ливые вопросы политики, и делал это с изумительной ловкостью». Современники сразу приняли новый журнал. Истинный журналист, Полевой чутко улавливал запросы времени и умел удовлетворить их, не опускаясь до уровня непросвещенного читателя, как это делали «Северная пчела» и позже «Библиотека для чтения», а поднимая читателей до журнала. В «Московском телеграфе» были следующие постоянные отделы: «Науки и искусства», «Словесность», «Критика», «Библиография» (он назывался в журнале «Современная русская литература»), «Известия и смесь». Последовательность отделов в номере иногда менялась. В конце книжки помещалось описание новых мод с приложением гравированной раскрашенной картинки. При «Московском телеграфе» выходили два сатирических прибавления, которые брошюровались вместе с журналом, но имели отдельную нумерацию страниц, – «Новый живописец общества и литературы» (1829–1831) и «Камер-обскура книг и людей» (1832). Интересным нововведением «Московского телеграфа» в 1829 г. было печатание репродукций с картин и скульптур в сопровождении пояснительного текста. Так, русский читатель получил возможность ознакомиться с произведениями Давида, Рафаэля, Сальватора Розы, Пуссена, Гвидо Рени, Греза и других художников. Это тем более важно, что в ту пору журналистика еще не знала иллюстраций: первое иллюстрированное издание в России «Живописное обозрение» начало выходить лишь с 1835 г. «Московский телеграф» критикует дворянство и со стороны нравственной; в журнале приводятся многочисленные примеры, свидетельствующие о духовном превосходстве людей «среднего состояния» над дворянами-аристократами.

Телеграф полемизировал с Булгариным и Гречем. Из журнала уходит Вяземский. Журнал становится четко антидворянским. К телеграфу выпускаются приложения об успехах промышл, с-х,. Журнал критикует дворянство со стороны нравственной. Выходит новое прибавление «Новый живописец общества и литературы» где прослеживается сатира Новикова. (все против дворян).

В 1831 одобряет западных революционеров за это усилились гонения на П. Он отошел от критики и занялся исследованием творчества Пушкин, Державина, Жуковского. П. поместил рецензию на пьесу кукольникова, где намекнул на квасной патриотизм автора. Но выяснилось что за пьесу кукольникову царь вручил перстень и в 1834г. Журнал закрыли Имя Полевого находилось под запретом.

Потом его пригласили в сын отечества и русский вестник, где он критиковал Лермонтова и Гоголя. Полевого осуждали за сближение с Гречем и Булгариным. Потом он от них ушел и стал редактировать Литературную газету.

9. А.С.Пушкин – журналист и полемист. (26 мая 1799, Москва — [6 июня] 1837, Санкт-Петербург)

Пушкин был талантливым журналистом и критиком, он издавал и редактировал «Современник» – один из лучших журналов 1830-х годов. В 1836 г. Пушкин добился права издавать свой собственный журнал под названием «Современник». По условиям цензуры это был чисто литературный журнал. Пушкину не разрешили издавать общественно-политический журнал, а тем более газету, хотя он стремился к этому. Тем не менее, орган печати, организованный поэтом, — примечательное явление. Пушкин повел «Современник» в традициях «Полярной звезды» декабристов, отдавая предпочтение русским авторам. В журнал был привлечен Н.В. Гоголь как писатель и публицист. Статья Гоголя «О движении журнальной литературы» в первом номере «Современника» является ярким документом журнальной полемики передовой журналистики против журнального триумвирата. Пушкин печатает несколько полемических заметок, отбирает только оригинальные произведения отечественных авторов, широко публикует материалы об Отечественной войне 1812 г.; закладывает основы русского очерка, публикуя главы из «Путешествия в Арзерум»; высоко оценивает факт присоединения Кавказа к России, а не к Турции. Читатели возлагали большие надежды на пушкинский «Современник». Положительно отозвался о первом номере журнала Белинский. Пушкин мечтал расширить программу издания, пригласить в журнал Белинского. Однако трагическая смерть Пушкина в 1837 г. помешала осуществлению журнальных планов поэта. При жизни П. вышло 4 номера “С”. Пятый номер издали после смерти поэта его друзья Жуковский, Вяземский, П. А. Плетнев.

В отсутствие Дельвига Пушкин совместно с Сомовым издал десять номеров «Литю газеты» (с 3 по 12-й). За 1830 г. он поместил в «Литературной газете» более двадцати своих статей, рецензий, полемических заметок и свыше десяти подготовил, но не опубликовал. Для определения позиции «Литературной газеты» в вопросах критики и библиографии очень важна заметка Пушкина «О журнальной критике» (1830, № 3). Он говорит о том, что необходимо рассматривать не только произведения, «имеющие видимое достоинство». Необходимо брать и такие, при анализе которых можно выйти за пределы чисто литературных вопросов, потому что «нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных». Борьбу «Литературной газеты» с продажной прессой возглавлял Пушкин. Он был первым и единственным в то время журналистом, показавшим в подцензурной печати политическое лицо Булгарина как агента Третьего отделения. О записках Видока. После прекращения «Литературной газеты» Пушкин продолжает острую полемику с Булгариным и Гречем в журнале Н. И. Надеждина «Телескоп», который не раз критиковал Булгарина как писателя.

Мастерство журнальной полемики Пушкина проявилось в альманахе Дельвига «Северные цветы», «Литературной газете», «Телескоп» (Ф. Косичкин)

Торжество дружбы или оправданный… В 1829 г. вышел в свет роман Булгарина «Иван Выжигин» Расхваленный в «Северной пчеле» и «Сыне отечества» Гречем и самим автором. Надеждин напечатал критическую статью, в которой рассмотрел все романы о Выжигиных (их нескольок вышло. Император перстень подарил за это). Критику позволил себе Орлов. На него напал Греч, заступился за друга. Пушкин поддержал Орлова. Несколько слов о мизинце Булгарина и прочем…. опубликованными в 1831 г. в «Телескопе». В этом памфлете Пушкин сочетает два способа борьбы с противником – открытый и скрытый. Он разоблачает Булгарина как клеветника и доносчика, предателя, «переметчика», дважды изменившего присяге, одного из тех людей, «для коих все равно, бегать ли им под орлом французским или русским языком позорить все русское – были бы только сыты». Совершенно прямо Пушкин говорит о том, что Булгарин «хвалил самого себя в журналах, им самим издаваемых», задаривал будущих рецензентов. О записках Видока. Пушкин поместил памфлет, написанный в форме библиографического известия о «Записках» начальника французской полиции Видока и построенный на сходстве некоторых моментов биографий Видока и Булгарина (дезертирство из армии, доносительство, мошенничество и др.) Читатели сразу поняли, что речь идет о Булгарине. Памфлет имел огромный успех, и правительство поспешило принять меры в защиту своего агента: были запрещены все разговоры и печатные высказывания о Видоке, с которым сопоставили Булгарина. «Записки» и даже его портреты изъяты из продажи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: