Зарождение журналистики в Древнем Китае и Древнем Риме

Китай.

Культ предков в древнем Китае очень важен. Император был отцом народа, а народ его детьми. Мудрости писали иероглифами на костях животных или панцирях черепах. Ничего нового не должно быть придумано. Иероглифы – схематичные изображения. Затем стали писать на бамбуковых палочках. Две с половиной тысячи лет д.н.э. в Китае пользовались иероглифической письменностью. Это было ранее классовое государство, которое управлялось жрецами. Наряду с иероглифической письменностью появляется формы веревочно-узелкового письма: соотношение узелков соответствует моральным нормам, т.е. эти письма касались только морали. В Китае вообще огромную роль играют традиции, поэтому писать пытались на особо твердом материале (панцири черепах, кости животных), так чтобы традиции передавались от прадедов к правнукам. Позже стали использоваться бамбуковые дощечки.

В 8-3 в. до н.э. в Китае существовала особая профессия, носители которой обладали знаниями о прошлом. Они были приближены к Китайским императорам. В чем-то это уже похоже на журналистику, т.к. знания накапливались, эта информация передавалась из поколения в поколение. Это - особая восточная ментальность. Для них главное не новое, не прогресс, а наоборот - древность прошлое предки. На смену бамбуковым палочкам приходят шелк и бумага. Она была изобретена в Китае в 1-2 в.н.э.

В др. Китае положение крестьянства было сложным. Император Уди (140 г до нэ) придумал способ контроля общественного мнения. Он основал музыкальную палату (оперативное вмешательство в общественное мнение). Она состояла из 800 чиновников.Они записывали песни которые пели крестьяне. Потом меняли содержание песен, на прославление императора и уносили новые тексты в народ. Прообразом первой газеты стал «Императорский вестник». Это однонаправленное явление, обращения императора. Ораторское искусство в др. Китае – выражение идеологии перд сборищами народа. Рассуждения оратора должны приводить слушателя к очарованию. Речь близка к толкованию, избегали жароубеждений, сдержанность, церемонность речи. Молчание в китайской риторике – знак согласия с рассуждениями оратора. За 2 столетия до нэ зародились диабо – первые китайские газеты, деловые рукописные документы. В 7-9в нэ появились прототипы современных газет. Это бюллетени о жизни императорского двора. С 911г издается газета «Столичный вестник» - самая древняя, она и сейчас выходит в Пекине. В 14-15в газеты стали называться цзинбао.

В Китае раньше чем в Европе изобрели фарфор, порох, книгопечатание (на 400-500 лет раньше чем в Европе), компас. Все эти изобретения превратили Китай в единую централизованную систему. Первые по времени способом механического размножения книг была ксилография (непозднее 10в), или обрезанная гравюра на дереве. В Китае книгопечатание распространилось в форме ксилографии, то есть печатания с досок, на которых вырезалось зеркальное отражение печатаемого текста. Одно из первых: Мастер Ван Чи вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих». В хрониках отмечаются попытки использования наборного шрифта, но последний в силу особенностей иероглифической письменности не нашел в старом Китае широкого применения. Свой окончательный вид китайская печатная книга приобрела к XVIв.

Рим.

В Древнем Риме в эпоху Юлия Цезаря (45-44г до нэ) по его распоряжению обнародовались протоколы заседаний Сената. Они были регулярными. Отчеты назвались «Акта сенатус». Окрашенная гипсом белая доска. На гипсе выцарапывались надписи. Доска выставлялась в людном месте. Делали копии и рассылались в другие города. Затем доски сдавались в архив. Существовали недолго. Юлий Цезарь создал массовую ежедневную ведомость – «Акта диурна попули романи»(док-ты жизни римского народа, существ. oколо 300 лет). Сведения о событиях, литературные произведения и анекдоты. Каждый номер выцарапывался на досках, переписывался от руки и рассылался по империи. «Акта сенатус» запретил Тиберий после 10 лет (34 г.до н.э.) существования, после измен и обличительных речей в адрес Тиберия в Сенате. «Акта диурна» - до 4-6 в., до вторжения германских племен.

В Древнем Римев прежние времена грамматика не пользовалась не только почетом, но и даже и известностью, т.к. народ был воинствующим и грубые для благородных наук. Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах. Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. Азианский стиль, как известно, характеризовался пафосностью и обилием изысканных речевых оборотов. Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут». Такой оратор как Цицерон выработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления. В теоретических трудах о красноречии Цицерон обобщил те принципы, правила и приемы, которым следовал в своей практической деятельности. Известны его трактаты «Об ораторе» (55 г.), «Брут» (46 г.) и «Оратор» (46 г.). Произведение «Об ораторе» в трех книгах представляет собой диалог между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона — Лициннем Крассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть только разносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит политического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских войн.В трактате «Брут», посвященном своему другу Бруту, Цицерон говорит об истории греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно на последнем. Содержание этого сочинении раскрывается в другом его наименовании — «О знаменитых ораторах». Большое значение этот трактат получил в эпоху Возрождения. Цель его — доказать превосходство римских ораторов перед греческими. Цицерон считает, что недостаточно одной простоты греческого оратора Лисия, — эта простота должна быть дополнена возвышенностью и силой выражения Демосфена. Давая характеристику множеству ораторов, он считает себя выдающимся римским оратором. В трактате «Оратор» Цицерон излагает свое мнение о применении различных стилей в зависимости от содержания речи, с целью убедить слушателей, произвести впечатление изяществом и красотой речи, и, наконец, увлечь и взволновать возвышенностью. 395 – распад римской империи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: